Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 сентября 2004 г. N А05-4669/04-29
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Никитушкиной Л.Л., Зубаревой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления социальной защиты населения мэрии города Архангельска на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.06.04 по делу N А05-4669/04-29 (судья Никитин С.Н.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению социальной защиты населения мэрии города Архангельска (далее - управление) о взыскании 1000 рублей штрафа на основании пункта 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несвоевременное представление в налоговый орган сведений о прекращении опеки.
Решением суда от 01.06.04 заявленные инспекцией требования удовлетворены частично. С управления взыскано 250 рублей штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Удовлетворяя требования инспекции частично, суд применил пункт 3 статьи 114 НК РФ, установив смягчающие вину управления обстоятельства.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда от 01.06.04 и отказать инспекции в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, управление не является органом опеки и попечительства и поэтому не может быть привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка соблюдения управлением порядка представления сведений в соответствии с пунктом 5 статьи 85 НК РФ, результаты которой отражены в акте от 24.11.03 N 09-10/25370.
В ходе налоговой проверки установлено, что сведения о прекращении опеки Харитоновой Н.Н. направлены управлением в налоговый орган с нарушением срока, установленного пунктом 5 статьи 85 НК РФ. При сроке представления указанных сведений не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения (04.11.03) сведения направлены лишь 14.11.03.
На этом основании налоговая инспекция решением от 15.01.04 N 09-10/738 привлекла управление к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, в виде 1000 руб. штрафа и направила ему требование об уплате в добровольном порядке указанной суммы штрафа в срок до 14.02.04.
Поскольку управление не уплатило штраф в указанный в требовании срок, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о его взыскании.
Суд, частично удовлетворяя требования налогового органа, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 85 НК РФ, органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
В силу пункта 1 статьи 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей.
В данном случае судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается управлением, что сведения о прекращении 04.11.03 опеки Харитоновой Н.Н. направлены налоговому органу 14.11.03, то есть после истечения срока, предусмотренного пунктом 5 статьи 85 НК РФ, о чем свидетельствует почтовый штемпель на конверте (лист дела 10).
В силу статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 2.5 Положения о мэрии города Архангельска (далее - Положения о мэрии), утвержденного решением Архангельского городского совета депутатов от 02.07.98 N 259, мэрия является органом опеки и попечительства.
Разделом 3 Положения о мэрии определена структура мэрии, в состав которой входят отраслевые, функциональные и территориальные органы, осуществляющие управление отраслями городского хозяйства, отдельными территориальными образованиями города. Структурными подразделениями мэрии являются департаменты мэрии, комитеты, отделы, администрации территориальных округов, коллегии департамента, комиссии, а также различные управления.
Компетенция структурных органов мэрии устанавливается положениями, утверждаемыми мэром города.
Постановлением мэра города Архангельска от 02.08.02 N 179 утверждено положение "Об управлении социальной защиты населения мэрии города Архангельска", в соответствии с которым Управление социальной защиты населения мэрии города Архангельска (далее именуется управление) является структурным подразделением мэрии города с правом юридического лица, создано в целях осуществления задач по социальной защите граждан города, и наделено функциями по опеке и попечительству. Управление социальной защиты населения мэрии города Архангельска указано в качестве органа опеки и попечительства и в сведениях об опеке и попечительстве (патронаже), представленных с нарушением срока в налоговый орган.
Таким образом, управление является самостоятельным юридическим лицом, что подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельством о государственной регистрации юридического лица (лист дела 5) и решением о государственной регистрации управления от 12.08.02 N 276 (лист дела 6), на которое мэрией возложены функции органа опеки и попечительства.
Поскольку сведения о прекращении опеки Харитоновой Н.Н. направлены управлением с нарушением срока, установленного пунктом 5 статьи 85 НК РФ, налоговый орган правомерно привлек управление к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.06.04 по делу N А05-4669/04-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления социальной защиты населения мэрии города Архангельска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.А. Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 5 ст. 85 НК РФ органы опеки и попечительства обязаны сообщать в налоговый орган об установлении опеки и попечительства над физическими лицами, а так же о последующих изменениях, связанных с опекой и попечительством, не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
По мнению Управления социальной защиты населения мэрии города, оно неправомерно привлечено к ответственности по п.1 ст. 129.1 НК РФ за несвоевременное представление в налоговый орган сведений о прекращении опеки над физическим лицом, поскольку не является органом опеки и попечительства и эти сведения представлять не обязано.
В связи с этим при рассмотрении дела следовало установить, правомерно ли Управление привлечено к ответственности.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что Управление - это самостоятельное юридическое лицо, на которое возложены функции органа опеки и попечительства.
При этом указал, что согласно ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства признаются органы местного самоуправления.
В соответствии с Положением о мэрии города органом опеки и попечительства является мэрия города.
Из Положения об Управлении социальной защиты населения мэрии усматривается, что Управление является структурным подразделением мэрии с правом юридического лица и наделено функциями по опеке и попечительству.
Ответственность за несвоевременное представление налоговому органу необходимых сведений предусмотрена п.1 ст. 129.1 НК РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд сделал вывод о том, что Управление правомерно привлечено к ответственности за нарушение установленного п.5 ст. 85 НК РФ срока предоставления сведений.
Поэтому суд поддержал позицию налогового органа, состоявшееся по делу решение оставил без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы Управления отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 сентября 2004 г. N А05-4669/04-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника