Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 сентября 2004 г. N А13-3523/04-27
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Блиновой Л.В.,
рассмотрев 13.09.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной антимонопольной службы по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.05.04 по делу N А13-3523/04-27 (судья Кудин А.Г.),
установил:
Администрация Нюксенского муниципального района Вологодской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Вологодского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (в настоящее время Управление федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, далее - ТУ МАП) от 14.01.04 N 486.
Решением суда от 25.05.04 заявленные администрацией требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить решение суда, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых ненормативных актов.
Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени месте судебного заседания.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что постановлением главы самоуправления Нюксенского муниципального района Вологодской области от 03.10.03 N 355 "a" "О предварительном согласовании места расположения магазина индивидуального предпринимателя Шабалина С.И." утвержден акт выбора земельного участка общей площадью 590 кв. м под строительство магазина по адресу: село Нюксеница, ул. Школьная, 10 "а".
Решением комиссии ТУ МАП от 14.01.04 N 486 администрация признана нарушившей положения статьи 7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон).
На основании решения ТУ МАП выдало заявителю предписание от 14.01.04 N 486 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, которым обязало администрацию отменить постановление главы самоуправления Нюксенского муниципального района Вологодской области от 03.10.03 N 355 "а" и провести открытый конкурс на предоставление спорного земельного участка для строительства.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает, что оснований для его отмены не имеется.
В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности в условиях добросовестной конкуренции.
Соответственно статье 4 Закона о конкуренции, под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективного ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно указанной выше статье товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.
В соответствии со статьей 2 Закона о конкуренции настоящий закон распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица. Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации.
На основании статьи 3 Закона о конкуренции проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти - федеральным антимонопольным органом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о конкуренции органам власти и управления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается:
- вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
- необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
- устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;
- необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
- необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.
Из приведенных нормативных положений следует вывод о том, что Закон о конкуренции распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации.
Кроме того, правовой анализ названия и содержания статьи 7 Закона о конкуренции позволяет сделать вывод о том, что запреты, установленные настоящей статьей, действуют только в случае, когда действия (бездействие) органов исполнительной власти, местного самоуправления ограничивают конкуренцию.
Ущемление интересов предпринимателя (хозяйствующих субъектов) само по себе, вне связи с ограничением конкуренции, диспозицией статьи 7 Закона о конкуренции не охватывается и не образует состава антимонопольного правонарушения.
По мнению кассационной инстанции, ТУ МАП не привело достаточных доказательств нарушения администрацией статьи 7 Закона о конкуренции, а именно того, что постановление Главы самоуправления Нюксенского муниципального района Вологодской области от 03.10.03 N 355 "а" ограничивает конкуренцию на товарном рынке. Кроме того, ТУ МАП не обсуждался вопрос на каком товарном рынке произошло нарушение вышеназванной статьи Закона о конкуренции.
При таких обстоятельствах антимонопольный орган необоснованно признал постановление Главы самоуправления Нюксенского муниципального района Вологодской области от 03.10.03 N 355 "а" как нарушающим требования пункта 1 статьи 7 Закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона антимонопольный орган вправе выдавать исполнительным органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене принятых ими актов, противоречащих антимонопольному законодательству.
Учитывая приведенную правовую норму, кассационная инстанция считает, что ТУ МАП неправомерно обязало администрацию отменить вышеназванный акт.
Кроме того, суд сделал правильный вывод о недействительности оспариваемого предписания ТУ МАП в части обязания заявителя провести открытый конкурс на предоставление спорного земельного участка, поскольку действующим земельным законодательством не предусмотрено проведение конкурса при предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места расположения.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что основания к удовлетворению жалобы отсутствуют, а решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.05.04 по делу N А13-3523/04-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления федеральной антимонопольной службы по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
Л.В. Блинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 сентября 2004 г. N А13-3523/04-27
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника