Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 сентября 2004 г. N А56-11580/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Асмыковича А.В., Ломакина С.А., при участии от закрытого акционерного общества "ДеЛАК" юриста Богдановой М.А. (доверенность от 04.03.2004), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лодейнопольскому району Ленинградской области начальника юридического отдела Ефимовой З.В. (доверенность от 26.01.2004 N 550), рассмотрев 16.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лодейнопольскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2004 (судья М.Н.Ульянова) по делу N А56-11580/04,
установил:
Закрытое акционерное общество "ДеЛАК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лодейнопольскому району Ленинградской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 20.01.2004 N 71 об отказе обществу в возмещении 92 395 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по декларации за сентябрь 2003 года.
Решением суда от 25.05.2004 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебный акт и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции нарушил нормы материального права, сделав неправильный вывод о том, что общество выполнило требования подпункта 3 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку на представленных заявителем для проверки грузовых таможенных декларациях (далее - ГТД) отсутствуют отметки пограничных таможенных органов, подтверждающие вывоз товара за пределы таможенной территории Российской Федерации.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель общества, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы, просил оставить решение суда без изменения, подтвердив, что указанные отметки на ГТД отсутствуют.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, установила следующее.
Общество 20.10.2003 представило в налоговую инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2003 года, в которой заявило к вычету 92 395 руб. налога. Вместе с декларацией в соответствии со статьей 165 НК РФ налогоплательщик представил документы, подтверждающие его право на возмещение экспортного НДС.
Налоговый орган провел камеральную проверку представленных обществом налоговой декларации и документов, и составил мотивированное заключение и вынес решение от 20.01.2004 N 71 об отказе в возмещении 92 395 руб. НДС, заявленных в декларации за сентябрь 2003 года. По мнению налогового органа, налогоплательщик нарушил требования статьи 165 НК РФ, представив для проверки копии ГТД и международных товаротранспортных накладных, в которых отсутствуют отметки пограничных таможенных органов, подтверждающие вывоз товара за пределы таможенной территории Российской Федерации. Подтверждение таможенными органами фактического вывоза товаров через внешнюю границу Таможенного союза, перемещаемых через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, осуществляется в соответствии с порядком, установленным приложением N 3 к приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее - ГТК РФ) от 26.06.2001 N 598 "О подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров", а также в соответствии с пунктом 7 указаний ГТК Республики Беларусь от 06.05.1999 N 32 "О подтверждении вывоза товаров". При вывозе экспортируемых товаров через границу России с Республикой Беларусь отметку, подтверждающую фактический вывоз товара, проставляют на ГТД сотрудники таможенного органа, производившие таможенное оформление вывезенных товаров.
Решением арбитражного суда отказ инспекции в возмещении обществу НДС признан неправомерным. Суд сделал вывод о том, что наличие на копиях ГТД и CMR отметки "Выпуск разрешен" таможни, производившей таможенное оформление вывоза товаров за пределы внешней границы Таможенного союза государств - участников СНГ, является достаточным доказательством экспорта товаров.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что требования общества удовлетворены необоснованно.
В соответствии со статьей 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, приведенных в статье 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации экспортных товаров (работ, услуг) определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 173 НК РФ превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ.
В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1-6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, из приведенных норм следует, что организации-экспортеру для подтверждения права на возмещение НДС при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, необходимо доказать факт экспорта, представив в налоговую инспекцию документы, перечисленные в пункте 1 статьи 165 НК РФ, а также выполнить требования, установленные статьями 169, 171-173 и 176 НК РФ.
В соответствии с условиями контракта от 09.04.2002 N D1-2002 общество осуществляло поставку хвойных пиломатериалов фирме "GEHLSEN HOLZHANDEL Holzimport GmbH & Co KG" (Германия). Как следует из представленных в материалы дела копий ГТД и международных товарно-транспортных накладных с отметками Санкт-Петербургской таможни "Выпуск разрешен", товар вывозился автомобильным транспортом через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь.
В соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, экспортером в налоговый орган представляются копии ГТД и копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.05.95 N 525 на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь отменен таможенный контроль.
В период совершения обществом экспортных операций и подачи в налоговую инспекцию спорных деклараций действовал приказ ГТК РФ от 26.06.2001 N 598 "О подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров", которыми установлен соответствующий порядок. В силу пункта 3 названного приказа таможенный орган производит таможенное оформление товаров, на обратной стороне ГТД должен сделать отметку "Товар вывезен полностью" и проставить дату фактического перемещения товаров через внешнюю границу Таможенного союза на основании информации таможенного органа государства - участника Таможенного союза. Сотрудник таможенного органа сверяет сведения, указанные в полученных таможенных декларациях (копиях), с информацией, имеющейся в таможенном органе, и при их соответствии проставляет на оборотной стороне таможенной декларации (копии) отметку "Товар вывезен полностью", заверяет ее личной номерной печатью и указывает дату фактического перемещения товаров через внешнюю границу Таможенного союза.
Подтверждение вывоза товара осуществляется должностным лицом таможенного органа в течение 10 дней после поступления от экспортера надлежащего заявления (пункт 5 приказа N 598).
Из содержания приказа следует, что для налогоплательщика не существует никаких юридических препятствий для получения необходимых отметок таможенного органа о вывозе товара. Причем право налогоплательщика на получение таких отметок корреспондирует с обязанностью налогоплательщика по представлению копий ГТД и транспортных и (или) товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов "выпуск разрешен" и "товар вывезен", закрепленной в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Поскольку общество не представило предусмотренных пунктом 1 статьи 165НК РФ доказательств вывоза товара за пределы таможенной границы Российской Федерации, решение инспекции об отказе ему в возмещении из бюджета 92 395 руб. НДС является законным.
Следовательно, судом неправильно применены нормы материального права и необоснованно удовлетворены требования общества, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением решения об отказе налогоплательщику в удовлетворении заявления.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2004 по делу N А56-11580/04 отменить.
Отказать закрытому акционерному обществу "ДеЛАК" в удовлетворении заявления.
Взыскать с закрытого акционерного общества "ДеЛАК" в доход федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.А.Морозова |
С.А.Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 сентября 2004 г. N А56-11580/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника