Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 сентября 2004 г. N А44-1451/04-С9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В. и Морозовой Н.А.,
рассмотрев 28.09.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 19.05.04 по делу N А44-1451/04-С9 (судья Куропова Л.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" (далее - Банк) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконными действия Инспекции, выразившиеся в отказе возвратить 2743 руб. 14 коп. излишне уплаченного за 2000-2002 годы налога с владельцев транспортных средств (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением от 19.05.04 суд частично удовлетворил требования Банка: признал незаконными действия Инспекции, выразившиеся в отказе возвратить (зачесть) 2067 руб. 58 коп. налога с владельцев транспортных средств за 2000-2002 годы, и обязал налоговый орган возвратить заявителю 2045 руб. 08 коп. и зачесть 22 руб. 50 коп. излишне уплаченного налога. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 19.05.04, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, возврат из бюджета налога с владельцев транспортных средств, уплаченного до 10.04.02, не соответствует положениям статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и пункта 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2000 N 104-О.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда от 19.05.04 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Банк направил в налоговый орган по месту нахождения филиала - Боровичского отделения N 1920 - уточненные декларации по налогу с владельцев транспортных средств за 2000-2002 годы, согласно которым налогоплательщик излишне уплатил 2743 руб. 14 коп. этого налога. Расчет налога произведен исходя из ставок установленных Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон "О фондах") и с учетом Указа Президента Российской Федерации от 04.08.97 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости денежных знаков и масштаба цен" (далее - Указ N 822). Кроме того, в заявлениях от 14.01.04 N 05-18/142 и от 26.01.04 N 05-15/325 Банк просил Инспекцию возвратить излишне уплаченный Боровичским отделением N 1920 (бывшим Хвойнинским отделением N 1930) налог на расчетный счет заявителя (листы дела 16, 40).
Инспекция письмом от 05.02.04 N 3534 отказала заявителю в возврате излишне уплаченного до 10.04.02 налога с владельцев транспортных средств, а также указала на незаконное применение Банком ставок налога с учетом деноминации рубля.
Банк не согласился с таким решением налогового органа и обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные Обществом требования, указал на то, что согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О нормативные акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие повышенные ставки налога с владельцев транспортных средств, не подлежат применению. Вместе с тем суд отклонил довод налогоплательщика о том, что ставки налога исчисляются с учетом деноминации. Кассационная инстанция считает выводы суда правильными. В пункте 1 статьи 6 Закона "О фондах" установлены ставки (размеры) налога с владельцев транспортных средств.
При этом согласно пункту 5 названной статьи увеличение ставок налога относительно ставок, указанных в этой статье, связанное с изменением уровня цен и заработной платы, или полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Областного закона Новгородской области от 09.12.2000 N 156-ОЗ "О ставках налога с владельцев транспортных средств" (далее - Закон Новгородской области) установлены повышенные ставки налога относительно ставок, указанных в пункте 1 статьи 6 Закона "О фондах".
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.04.02 N 104-О признал, что положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", утрачивает силу и не подлежит применению как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01.
Согласно статье 87 (часть 2) Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Следовательно, с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01 положения Закона "О фондах" относительно возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих определенные названным законом, а также положения Закона Новгородской области об установлении повышенных ставок не подлежали применению.
Правомерность возврата и зачета, а также размер излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств Инспекция не оспаривала.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда от 19.05.04 законным и обоснованным, а жалобу налогового органа - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 19.05.04 по делу N А44-1451/04-С9 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статьей 6 Закона РФ от 18.10.1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в РФ" определены ставки (размеры) налога с владельцев транспортных средств и установлено, что законами субъектов РФ они могут быть увеличены.
По мнению Банка, в 2000-2002 г. г. налог с владельцев транспортных средств уплачен им в повышенном размере на основании областного закона, тогда как повышенные ставки налога в эти периоды применению не подлежали. Следовательно, излишне уплаченные суммы налога подлежат возврату.
Спор возник из-за различного понимания налоговым органом и Банком периода, с которого не следовало применять установленные законом субъекта РФ повышенные ставки налога с владельцев транспортных средств.
Статьей 1 Областного закона Новгородской области от 09.12.2000 г. N 156-ОЗ "О ставках налога с владельцев транспортных средств" установлены ставки налога, превышающие ставки, установленные федеральным законом.
КС РФ в определении от 10.04.2002 г. N 104-0 указал, что положение ст. 6 Закона РФ N 1759-1 о возможности устанавливать повышенные ставки налога с владельцев транспортных средств в субъектах РФ, не подлежит применению как признанное неконституционным постановлениями КС РФ от 08.10.1997 г., 11.11.1997 г., 30.01.2001 г.
В связи с этим суд указал, что с момента принятия КС указанных постановлений, повышенные в сравнении с федеральным законом ставки налога применению не подлежат.
Поэтому, суд сделал вывод, что повышенные ставки налога, установленные Областным законом Новгородской области в 2000 -2002 г. г. применению не подлежали.
Следовательно, Банк вправе требовать возврата излишне уплаченных сумм налога.
Суд поддержал позицию Банка, состоявшееся по делу решение оставил без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 сентября 2004 г. N А44-1451/04-С9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника