Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 сентября 2004 г. N А26-5506/03-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Никитушкиной Л.Л., Зубаревой Н.А., рассмотрев 22.09.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.01.04 по делу N А26-5506/03-26 (судья Шатина Г.Г.),
установил:
Государственное учреждение "Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными решения от 23.07.03 N 41 и постановления от 23.07.03 N 41 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Медвежьегорскому району Республики Карелия (далее - налоговая инспекция, инспекция) о взыскании недоимки по налогам и пеней за счет иного имущества налогоплательщика.
Решением суда от 26.01.04 требования учреждения удовлетворены частично. Решение и постановление налогового органа признаны недействительными за исключением обращения взыскания на имущество недоимок и пеней, указанных в требовании от 23.06.03 N 1110.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на неправильное установление судом фактических обстоятельств дела, просит отменить обжалуемый судебный акт. Налоговая инспекция считает, что налоговым органом была соблюдена процедура взыскания задолженности по налогам и пеней как за счет денежных средств налогоплательщика, так и за счет иного имущества, поскольку учреждению в установленные сроки направлялись требования об уплате налогов и пеней, а также принимались решения о взыскании недоимок по налогам и пеней за счет денежных средств налогоплательщика. В связи с тем, что у налогоплательщика отсутствуют счета в банках и он финансируется через счета, открытые в органах федерального казначейства, у налогового органа отсутствует возможность взыскать недоимки по налогам и пени за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банках, как это предусмотрено статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, единственный способ взыскания недоимок, которым мог в данном случае воспользоваться налоговый орган - это их взыскание за счет иного имущества налогоплательщика, что и было сделано налоговым органом путем принятия решения и постановления от 23.07.03 N 41.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что у учреждения, начиная с октября 2001 года имеются недоимки по налогам и сборам, а также задолженность по пеням, в связи с чем налоговой инспекцией направлялись налогоплательщику требования от 12.11.01 N 1504, от 03.12.01 N 1682, от 15.04.02 N 774, от 26.02.03 N 373, от 25.03.03 N 497, от 31.03.03 N 547, от 01.04.03 N 574, от 15.05.03 N 941, от 23.06.03 N 1110 о добровольной уплате недоимок по налогам (сборам) и пеней, указанных в требованиях.
Поскольку в установленный в требованиях срок налогоплательщик не уплачивал недоимки по налогам и пени, инспекция в срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 46 НК РФ, принимала решения о взыскании задолженности по налогам и пеням за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, направляя эти решения в органы федерального казначейства для взыскания задолженности за счет средств, находящихся на текущих счетах, открытых в названных органах. Так, в связи с неисполнением требования инспекции от 15.04.02 N 774 принято решение о взыскании задолженности по налогам и пеням за счет денежных средств от 23.04.02 N 396, по требованию от 26.02.03 N 373 - решение от 05.03.03 N 191, по требованию от 25.03.03 N 497 - решение от 31.03.03 N 268, по требованию от 31.03.03 N 547 - решение от 07.04.03 N 315, по требованию от 01.04.03 N 574 - решение от 10.04.03 N 329, по требованию от 15.05.03 N 941 - решение от 23.05.03 N 645, по требованию от 23.06.03 N 1110 - решение от 30.06.03 N 774.
Принятые налоговым органом решения возвращались органами федерального казначейства без исполнения в связи с тем, что бесспорный порядок взыскания задолженности по налогам и пеням, установленный положениями статьи 46 НК РФ, возможен только со счетов, открытых налогоплательщиком в банках.
В связи с тем, что у налоговой инспекции не имелось информации об открытых учреждением в банках счетах, а напротив, имелась информация об отсутствии таких счетов, инспекция на основании пункта 7 статьи 46 и статьи 47 НК РФ приняла решение и постановление от 23.07.03 N 41 о взыскании задолженности по налогам на прибыль в федеральный бюджет в сумме 170 854,52 руб., на пользователей автомобильных дорог - в сумме 401 260,35 руб., лесным податям - 1,25 руб. и пеням на общую сумму 1 552 747,76 руб. за счет иного имущества налогоплательщика.
Учреждение не согласилось с решением и постановлением от 23.07.03 N 41 и обжаловало их в арбитражный суд. В заявлении указано, что налогоплательщик не оспаривает наличие у него задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 401 260,35 руб., но считает, что при вынесении постановления инспекцией не учтены погашения произведенные за лесные подати и земельный налог, а по налогу на прибыль у него имеется переплата. Недоимка по лесным податям составляет в названных решении и постановлении 1,25 руб., пени - 80,93 руб., а по земельному налогу недоимка отсутствует, пени составляют 4,02 руб. Суд определением от 13.11.03 отложил рассмотрение дела на 19.01.04 и предложил представить доказательства наличия переплаты по налогам на момент вынесения налоговым органом решения и указать размер переплаты. Однако, налогоплательщик такие доказательства не представил.
Удовлетворяя частично заявление учреждения и признавая недействительным решение и постановление инспекции от 23.07.03 N 41, суд ошибочно указал, что решение от 23.07.03 N 41 является решением о взыскании задолженности по налогам и пеням за счет денежных средств налогоплательщика и принято с нарушением срока, установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ, а в отношении требования N 1110 еще и повторно, поскольку ранее по этому требованию принималось решение от 30.06.03 N 774. Вывод суда о нарушении налоговым органом процедуры взыскания налога и пеней за счет денежных средств не соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела, так как решение от 23.07.03 N 41 - это решение о взыскании задолженности по налогам и пеням за счет иного имущества налогоплательщика и принималось инспекцией на основании пункта 7 статьи 46, а также статьи 47 НК РФ, также как и постановление от 23.07.03 N 41 ив связи с отсутствием у налогового органа информации о счетах налогоплательщика. Других оснований частичного удовлетворения требований заявителя в решении не приведено. Необоснованность решения и постановления налогового органа от 23.07.03 N 41 по размеру взыскиваемых сумм налогов и пеней налогоплательщиком не доказана. Более того, частично наличие недоимки признано учреждением в заявлении.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось оснований для удовлетворения заявления. На основании изложенного, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе заявителю в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.01.04 по делу N А26-5506/03-26 отменить.
В удовлетворении заявления Государственному учреждению "Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" отказать.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.А. Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статьей 46 НК РФ предусмотрено, что при неисполнении налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, она исполняется принудительно путем обращения взыскания на его денежные средства на счетах в банках. При отсутствии денежных средств на счетах, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика.
По мнению налогового органа, задолженность по налогам правомерно взыскана за счет иного имущества Учреждения, поскольку счета в банках у него отсутствуют, и он финансируется через счета, открытые в органах федерального казначейства.
Указанный спор возник из-за различного понимания налоговым органом и учреждением оснований для взыскания недоимки по налогам за счет иного имущества налогоплательщика.
Суд указал, что решение и постановление о взыскании задолженности по налогам за счет иного имущества налогоплательщика соответствуют требованиям п.7 ст. 46 и ст. 47 НК РФ, поскольку у Учреждения отсутствуют счета в банках.
При этом суд указал, что налоговый орган неоднократно направлял Учреждению требования о добровольной уплате недоимки, однако они исполнены не были.
В срок, предусмотренный п. 3 ст. 46 НК РФ, было принято решение о взыскании задолженности за счет средств налогоплательщика на счетах.
Органами федерального казначейства, в которых у Учреждения открыты текущие счета, указанные требования налогового органа не исполнены, т. к. бесспорный порядок взыскания задолженности по налогам возможен только со счетов налогоплательщика, находящихся в банках, а не в казначействе.
В связи с этим налоговым органом на законных основаниях приняты решение и постановление о взыскании задолженности по налогам за счет иного имущества налогоплательщика.
Учитывая вышеизложенное, суд поддержал позицию налогового органа, состоявшееся по делу решение отменил, кассационную жалобу налогового органа удовлетворил.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 сентября 2004 г. N А26-5506/03-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника