Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 сентября 2004 г. N А56-7304/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Кузнецовой Н.Г., Шевченко А.В., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу Шулая Л.Б. (доверенность от 28.07.2003 N 03/1151), от предпринимателя Ореховой Е.А. - Матросова Е.В. (доверенность от 20.02.2004),
рассмотрев 20.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2004 по делу N А56-7304/04 (судьи Цурбина С.И., Спецакова Т.Е., Градусов А.Е.),
установил:
Межрайонная инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании и индивидуального предпринимателя Ореховой Елены Александровны 1 206 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), 49 007 руб. штрафов на основании пунктов 1 и 2 статьи 119 НК РФ и 912 руб. пеней за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость.
Решением суда от 23.03.2004 заявленные требования удовлетворены в части взыскания 49 007 руб. штрафов.
В удовлетворении в остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.06.2004 решение суда отменено в части взыскания 49 007 руб. штрафов и в удовлетворении заявления налоговому органу отказано полностью. Ссылаясь на положения статьи 119 и пункта 3 статьи 161 НК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ответственность, предусмотренная статьей 119 НК РФ, не применяется к организациям, выполняющим функции налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость из сумм платы за аренду государственного имущества, в случае нарушения ими срока представления в налоговую инспекцию декларации по налогу на добавленную стоимость.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить без изменения решение суда.
Законность обжалуемого постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Налоговой инспекцией проведена выездная проверка предпринимателя Ореховой Е.А. по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на добавленную стоимость за период с 01.07.2001 по 30.06.2003.
По результатам проверки составлен акт от 05.08.2003 N 6 и принято решение от 20.08.2003 N 16/2317, согласно которому предпринимателю доначислено 86 160 руб. налога на добавленную стоимость (в том числе 5209 руб. 85 коп. налога на добавленную стоимость, неуплаченного налоговым агентом) и начислено 912 руб. пеней. Пунктом 1 названного решения налоговый орган привлек предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде 1206 руб. штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость за период с 04.07.2001 по 30.06.2003, а также по пунктам 1 и 2 статьи 119 НК РФ в виде 49 007 руб. штрафа за несвоевременное представление декларации по налогу на добавленную стоимость за период с 01.01.2002 по 31.03.2003.
Требование налогового органа от 20.08.2003 N 6 о добровольной уплате задолженности в срок до 30.08.2003 предприниматель не исполнила в части уплаты штрафов и пени, в связи с чем 10.02.2004 налоговая инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Как следует из материалов дела, между предпринимателем Ореховой Е.А. (арендатор) и Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (арендодатель) заключен договор от 04.07.2001 N 11-А137211 аренды нежилого помещения. В соответствии с договором арендатор перечисляет арендную плату в размере, предусмотренном договором и последующими изменениями и дополнениями к нему.
В силу пункта 3 статьи 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога на добавленную стоимость. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В данном случае декларации по налогу на добавленную стоимость за период с 01.01.2002 по 31.03.2003 направлены предпринимателем с нарушением установленного срока (были представлены в ходе выездной проверки).
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 161 и пункта 4 статьи 174 НК РФ предприниматель является налоговым агентом, а потому обязана исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет налог на добавленную стоимость.
Пунктами 3 и 5 статьи 174 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов производить уплату (перечисление) налога на добавленную стоимость по месту своего нахождения. При этом налоговые агенты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.
Таким образом, пунктом 5 статьи 174 НК РФ предусмотрена обязанность налогового агента представлять в налоговые органы декларацию по налогу на добавленную стоимость.
Ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета установлена статьей 119 НК РФ. Однако эта норма распространяется только для налогоплательщиков, на что прямо указано в ее диспозиции.
В рассматриваемом случае предприниматель налогоплательщиком не является. Исполняя обязанности по исчислению, удержанию из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислению в бюджет удержанных сумм НДС, он выступает в роли налогового агента.
В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
В правоприменительной практике недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности.
Ответственность за непредставление налоговым агентом налоговому органу в установленный срок необходимых для осуществления налогового контроля документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, установлена пунктом 1 статьи 126 НК РФ. За это нарушение предусмотрено взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Поскольку налоговая инспекция привлекла предпринимателя, выступающего в данном случае в качестве налогового агента, к ответственности по статье 119 НК РФ, суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции, которым с предпринимателя взыскан штраф на основании названной статьи.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2004 по делу N А56-7304/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации.
По рассматриваемому делу предприниматель, арендующая муниципальное имущество, привлечена к ответственности за несвоевременное представление деклараций по НДС, удержанному и перечисленному из арендной платы.
В связи с этим при рассмотрении дела подлежал установлению вопрос, может ли налоговый агент нести ответственность по ст. 119 НК РФ.
Согласно п.3 ст. 161 и п.4 ст. 174 НК РФ при предоставлении в аренду муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с НДС. При этом арендаторы признаются налоговыми агентами и обязаны исчислять, удерживать из арендной платы и перечислять в бюджет НДС.
Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налоговый агент обязан своевременно представлять в налоговый орган декларацию по НДС.
Ответственность за нарушение сроков предоставления налоговой декларации предусмотрена ст. 119 НК РФ. Однако суд указал, что из ее диспозиции усматривается, что она распространяется только на налогоплательщиков.
Согласно п. 1 ст. 108 НК РФ привлечение к налоговой ответственности допускается только на основании и в порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Нормы налогового законодательства имеют императивный характер и расширительному толкованию не подлежат. Поэтому суд сделал вывод, что налоговый агент ответственность по ст. 119 НК РФ нести не может. Налоговый агент за не предоставление необходимых документов налоговому органу может быть привлечен к ответственности только по п.1 ст. 126 НК РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд поддержал позицию Предпринимателя, постановление апелляционной инстанции по делу оставил без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 сентября 2004 г. N А56-7304/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника