Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 сентября 2004 г. N А66-1127-04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Кирейковой Г.Г., Морозовой Н.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области Федотова С.С. (доверенность от 30.12.2003 N 3),
рассмотрев 20.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 14.05.2004 по делу N А66-1127-04 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТоргСин" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным мотивированного заключения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области (далее - Инспекция) от 26.01.2004 N 21-27/575 об отказе Обществу в возмещении из бюджета 59 844 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
В судебном заседании Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказалось от заявленного требования в части НДС в сумме 3 890 руб. 01 коп.
Решением суда от 14.05.2004 признано недействительным мотивированное заключение Инспекции в части отказа Обществу в возмещении из бюджета 55 953 руб. 99 коп. В части признания недействительным мотивированного заключения по сумме 3 890 руб. 01 коп. НДС производство по делу прекращено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что Общество в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не представило к контрактам от 07.12.2002 N 5-2002 и от 14.05.2003 N 6-2003 дополнительные соглашения и приложения.
В нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ Общество не представило документ, подтверждающий поступление экспортной выручки в сумме 459,54 долларов США. Кроме того, в перечнях документов от 30.10.2003 и от 20.10.2003 не указана выписка банка за 04.04.2003, в состав которой, по мнению суда, включена и сумма 459,54 долларов США.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество представило в Инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за III квартал 2003 года и согласно перечням от 20.10.2003 и от 30.10.2003 документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, для подтверждения права заявителя на применение налоговых вычетов в сумме 59 844 руб.
Инспекция, проверив в камеральном порядке декларацию и документы Общества, мотивированным заключением от 26.01.2003 N 21-27/575 отказала Обществу в возмещении из бюджета 59 844 руб. НДС в связи с нарушением налогоплательщиком требований подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 165, пункта 1 статьи 172 и пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
Общество не согласилось с названным мотивированным заключением Инспекции в части отказа ему в возмещении 55 953 руб. 99 коп. НДС и обжаловало его в арбитражный суд в указанной части.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции исходил из того, что выручка в сумме 459,54 долларов США поступила на счет Общества от ТОО "Динони", Эстония, авансом согласно выписке банка "Менатеп Санкт-Петербург" за 04.04.2003 и свифт сообщению с заверенным переводом в составе суммы 11 912,52 долларов США, что дополнительно подтверждено ведомостью банковского контроля по состоянию на январь 2004 года по контракту с ТОО "Динони". Обществом также соблюдены требования подпункта 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ. Кроме того, суд указал на то, что налоговый орган не доказал получение от заявителя контрактов с иностранными партнерами без приложений и спецификаций.
Суд кассационной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при осуществлении экспортных операций установлены в пункте 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названной норме для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6, 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, на основании которых налоговый орган должен не позднее трех месяцев принять решение о возмещении налога либо об отказе в его возмещении.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по ставке 0% при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
При этом в пункте 1 статьи 165 НК РФ перечислены документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ), которые представляются в налоговый орган. К ним относятся следующие документы: контракт налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке, грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и пограничного таможенного органа; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает не основанным на материалах дела вывод суда о соблюдении налогоплательщиком требований подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ в части подтверждения поступления экспортной выручки в сумме 459,54 долларов США, поскольку из перечней документов от 20.10.2003 и от 30.10.2003 не усматривается, что выписка банка за 04.04.2003 представлялась Обществом в налоговый орган в соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ. При этом ни из указанной выписки за 04.04.2003, ни из свифт сообщения и ведомости банковского контроля, которые в силу названной нормы не являются документами, служащими подтверждением поступления экспортной выручки, не видно, что в состав сумм 11 912,52 и 2 653,74 доллара США включена и оспариваемая сумма - 459,54 доллара США. Кроме того, Общество в ходе судебного разбирательства не оспаривало факт непредставления в Инспекцию банковской выписки за 04.04.2003.
Необоснованным суд кассационной инстанции считает и вывод суда о неподтверждении Инспекцией факта непредставления Обществом приложений и спецификаций к контрактам.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 165 НК РФ к документам, подтверждающим обоснованность применения заявителем налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, относится контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации.
В соответствии с условиями представленных Обществом контрактов от 14.05.2003 N 6-2003, от 02.07.2002 N 4-2002 и от 07.12.2002 N 5-2002 приложения, спецификации и дополнительные соглашения к данным контрактам являются их неотъемлемой частью. Из материалов дела видно, что Общество ни в заявлении о признании недействительным заключения Инспекции, ни в ходе судебного разбирательства не отрицало факт непредставления в налоговый орган приложений, спецификаций и дополнительных соглашений к упомянутым экспортным контрактам. Более того, приложения, спецификации и дополнительные соглашения, являющиеся неотъемлемой частью контрактов, являются документами, имеющими самостоятельные названия, а под понятием "неотъемлемая часть контрактов" в данном случае следует понимать невозможность их применения и использования отдельно от контрактов. Таким образом, учитывая сказанное выше, а также подробное изложение Обществом перечня представляемых в налоговый орган документов, следует признать, что приложения, спецификации и дополнительные соглашения к экспортным контрактам заявителем не представлялись.
Кроме того, в грузовых таможенных декларациях, представленных Обществом в подтверждение экспорта товаров, имеются ссылки на дополнительные соглашения и приложения к контрактам, в которых указываются условия поставок, стоимость контрактов, наименование товара, а также другие сведения, необходимые для установления реализации на экспорт именно того товара и по той стоимости, которые указаны в контрактах с иностранными покупателями. Следовательно, представление указанных документов в силу требований пункта 1 статьи 165 НК РФ является необходимым и обязательным.
При таких обстоятельствах налоговый орган мотивированным заключением от 26.01.2004 N 21-27/575 правомерно отказал Обществу в возмещении из бюджета 59 844 руб. НДС по экспорту за III квартал 2003 года.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части признания недействительным мотивированного заключения Инспекции об отказе заявителю в возмещении из бюджета 55 953 руб. 99 коп. НДС, и следовательно, Обществу в указанной части заявленного требования необходимо отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Общества подлежит взысканию в федеральный бюджет 1 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункты 1 и 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14.05.2004 по делу N А66-1127-04 отменить в части признания недействительным мотивированного заключения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области от 26.01.2004 N 21-27/575 об отказе обществу с ограниченной ответственностью "ТоргСин" в возмещении из бюджета 55 953 руб. 99 коп. НДС.
В удовлетворении заявленных ООО "ТоргСин" требований в этой части отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ТоргСин" в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 сентября 2004 г. N А66-1127-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника