Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 сентября 2004 г. N А42-3421/04-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Малышевой Н.Н., Шевченко А.В.,
рассмотрев 16.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.05.2004 по делу N А42-3421/04-26 (судья Романова А.А.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ишанова Андрея Борисовича 100 руб. штрафа за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), - несвоевременное представление в налоговый орган декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2 квартал 2003 года.
Решением от 20.05.2004 в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, вывод суд сделал неправильный вывод о том, что предприниматель обязан предоставлять в налоговый орган налоговую декларацию лишь в случае получения им доходов. Налоговым законодательством не предусмотрено освобождение налогоплательщика от обязанности представлять в налоговый орган декларацию по единому налогу на вмененный доход при отсутствии подлежащей уплате суммы налога в связи с неполучением доходов.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Ишанов А.Б. осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 16.10.98 N 10961, выданным Управлением Ленинского административного округа города Мурманска.
Предприниматель 01.10.2003 представил в налоговую инспекцию "нулевую" налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход за 2 квартал 2003 года.
В ходе камеральной проверки декларации налоговой инспекцией установлено нарушение предпринимателем срока представления декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - единый налог) за 2 квартал 2003 года, предусмотренный пунктом 3 статьи 346.32 НК РФ. Предприниматель представил декларацию 01.10.2003 при сроке представления не позднее 20.07.2003. По результатам проверки налоговая инспекция приняла решение от 05.02.2004 N 319/5 о привлечении Ишанова А.Б. к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания 100 руб. штрафа.
На основании указанного решения налоговая инспекция выставила требование об уплате налоговой санкции от 05.02.2004 N 319/5.
Данное требование предприниматель не исполнил, в связи с чем, налоговая инспекция обратилась в суд.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных налоговым органом требований, указал на то, что Ишанов А.Б. во 2 квартале 2003 года не осуществлял предпринимательскую деятельность, подлежащую обложению единым налогом на вмененный доход, а следовательно, обязанность по представлению декларации по названному налогу у предпринимателя отсутствовала.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что суд, отказывая в удовлетворении заявленных налоговым органом требований, правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 346.28 НК РФ налогоплательщиками единого налога являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
На территории Мурманской области единый налог введен и установлен в спорном периоде в соответствии с положениями Закона Мурманской области от 18.11.2002 N 367-01-ЗМО "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Из пункта 1 статьи 346.29 НК РФ следует, что объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.32 НК РФ налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Согласно статье 346.30 НК РФ налоговым периодом по единому налогу признается квартал.
В силу статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ обязанность представлять в налоговый орган налоговые декларации может быть возложена только на налогоплательщиков.
Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и ссорах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
Системное толкование указанных норм материального права позволяет признать обоснованным вывод суда о том, что обязанность предпринимателя представлять соответствующую налоговую декларацию возникает только в случае фактического осуществления им предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом в соответствующем налоговом периоде.
Согласно сведениям, содержащимся в представленной предпринимателем налоговой декларации, Ишанов А.Б. в 2 квартале 2003 года не осуществлял облагаемой единым налогом предпринимательской деятельности, что не оспаривается налоговой инспекцией.
Суд кассационной инстанции считает обоснованным по праву вывод суда об отсутствии оснований для привлечения предпринимателя к налоговой ответственности, а следовательно, и для удовлетворения заявленного налоговой инспекцией требования.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.05.2004 по делу N А42-3421/04-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д.Абакумова |
А.В.Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 сентября 2004 г. N А42-3421/04-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника