Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 октября 2004 г. N А05-3115/04-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Морозовой Н.А., Троицкой Н.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Архбум" Матусевич М.А. (доверенность от 01.01.04 N 5),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Архангельской области на решение от 26.04.04 (судья Лепеха А.П.) и постановление апелляционной инстанции от 15.07.04 (судьи Бекарова Е.И., Бушева Н.М., Шашков А.Х.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А05-3115/04-14,
установил:
Открытое акционерное общество "Архбум" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Архангельской области (далее - налоговая инспекция) от 12.03.04 N 04-14/217ДСП в части доначисления 850 531 рубля налога на имущество за 2002 год, 243 797 рублей пени и 165 607 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также требования об уплате налога от 12.03.04 в этой же части.
Решением суда от 26.04.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.07.04, заявленные требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства Обществом за период с 01.01.01 по 31.12.02, о чем составлен акт от 27.01.04. По результатам проверки вынесено решение от 12.03.04 N 04-14/217ДСП о привлечении Общества к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 и статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налогов и пеней.
В ходе проверки установлено, что Общество в 2002 году применяло при расчете налога на имущество по месту нахождения организации (г.Новодвинск Архангельской области) пониженную ставку налога, зачисляемого в бюджеты области, - 1,8%, установленную для предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
Налоговая инспекция считает неправомерным применение пониженной ставки налога, зачисляемого в бюджеты области, так как льготируемую деятельности Общество осуществляло не на территории Архангельской области, а на территории Московской области, где аналогичная льгота не установлена.
Судами установлено, что в 2002 году Обществом введена в эксплуатацию фабрика по производству гофрокартона, расположенная в городе Подольске Московской области. В связи с введением в эксплуатацию указанной фабрики, Архангельский областной комитет государственной статистики присвоил Обществу коды 15320 и 15330.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в порядке, установленном настоящим Законом, в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений. При этом уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммрй налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по предприятию, и суммой налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета.
Как указывает налоговая инспекция, Обществом уплачен налог на имущество по ставке 2% по месту нахождения фабрики в бюджет Московской области, так как на территории Московской области льготы для предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности не установлено.
Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2 процентов от налогооблагаемой базы, исчисленной в соответствии со статьями 3 и 5 настоящего Закона. Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Областного Закона Архангельской области "О ставке налога на имущество предприятий" на 2002 год установлена ставка налога 2%, в то же время сохраняется ставка налога на имущество в размере 1,8 процента от налогооблагаемой базы для предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (коды ОКОНХ с 15100 по 15330).
Причем данной нормой Закона льготное налогообложение не поставлено в зависимость от осуществления деятельности непосредственно на территории Архангельской области.
Таким образом, Общество подпадает под льготное налогообложение в том виде, как оно указано в статье 1 Закона Архангельской области "О ставке налога на имущество предприятий".
Основания для ограничительного толкования данной льготы нет.
Также суды первой и апелляционной инстанций в данном случае правильно сослались на пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречий и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Таким образом, решение и постановление суда соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 26.04.04 и постановление апелляционной инстанции от 15.07.04 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-3115/04-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В.Клирикова |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые конкретным категориям налогоплательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, в том числе возможность уплачивать налог в меньшем размере.
По мнению налогового органа, Общество при расчете налога на имущество, уплачиваемого в бюджет Архангельской области, неправомерно применяло пониженную ставку налога, т.к. фабрика Общества по производству гофрокартона расположена на территории Московской области. Следовательно, льготируемую деятельность Общество осуществляет не на территории Архангельской области.
Спор возник из-за различного понимания налоговым органом и Обществом оснований для применения льготы по налогу.
Суд указал, что областной закон не ставит льготное налогообложение в зависимость от осуществления льготируемой деятельности непосредственно на территории области.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 13.12.1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" предельный размер ставки налога не может превышать 2% от налогооблагаемой базы. Конкретные ставки налога устанавливаются законодательными органами субъектов РФ. Статьей 1 Областного Закона Архангельской области " О ставке налога ни имущество предприятий" для предприятий целлюлозно-бумажной промышленности установлена ставка налога в размере 1,8 % от налогооблагаемой базы, для остальных - 2%.
Суд установил, что Общество является предприятием целлюлозно-бумажной промышленности. Поэтому, не смотря на то, что фабрика расположена не на территории Архангельской области, оно вправе применять льготную ставку налога.
На основании изложенного, суд поддержал позицию Общества, решение и постановление апелляционной инстанции по делу оставил без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 октября 2004 г. N А05-3115/04-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника