Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 октября 2004 г. N А56-5467/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Морозовой Н.А., Троицкой Н.В.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области Маховой Е.В. (доверенность от 28.09.04 N 33428), от Комитета жилищно-коммунального хозяйства "МО "Волховский район" Коротиной И.Н. (доверенность от 27.04.04),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области на решение от 13.04.04 (судья Зотеева Л.В.) и постановление апелляционной инстанции от 08.07.04 (судьи Звонарева Ю.Н., Шульга Л.А., Петренко Т.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-5467/04,
установил:
Комитет жилищно-коммунального хозяйства "МО "Волховский район" (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 05.01.04 N 3.
Решением суда от 13.04.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.07.04, заявленные требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда и отказать Комитету в удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета - доводы, изложенные в отзыве на нее.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку соблюдения Комитетом налогового законодательства, о чем составлен акт. По результатам проверки вынесено решение от 05.01.04 N 3 о доначислении Комитету 89 123 рублей налога на добавленную стоимость за август 2003 года.
В ходе проверки установлено, что Комитет не включал в базу, облагаемую налогом на добавленную стоимость, стоимость услуг, предоставленных объектам социально-культурной сферы (теплоснабжение, холодное водоснабжение, канализационно-очистные услуги, техническое обслуживание и содержание), по которым не было получено оплаты.
Налоговая инспекция полагает, что в данном случае имеет место безвозмездное оказание услуг, которое является объектом налогообложения.
Из Положения о Комитете видно, что Комитет является самостоятельным юридическим лицом, входит в структуру органов местного самоуправления и осуществляет управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Финансовые средства Комитета образуются за счет бюджетных ассигнований и других поступлений из бюджетной области, целевых ассигнований из областного и федерального бюджетов, доходов от собственной деятельности Комитета и других доходов.
В соответствии с решением Собрания представителей МО "Волховский район" от 27.11.02 N 51 муниципальным учреждениям социально-культурной сферы, финансируемым из бюджета МО "Волховский район", предоставлена 100% льгота по оплате коммунальных услуг.
Из письма Управления комитета финансов Ленинградской области по Волховскому району от 23.03.04 N 150 видно, что возмещение расходов по предоставленной льготе не производилось.
В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Таким образом, в данном случае действительно имеется объект обложения налогом на добавленную стоимость.
Однако нормами статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок исчисления налога, установлено, что сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) установлен статьей 154 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 которой при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Как видно из текста указанного пункта, в нем предусмотрены два случая, когда налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации:
- при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен,
- при реализации товаров с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством.
Налоговая инспекция указывает, что в данном случае не имеют места льготы, предоставляемые отдельным потребителям федеральным законодательством.
Однако ни налоговой инспекцией, ни судом не учтен первый из указанных случаев.
Пунктом 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги). В рамках регулирования цен и тарифов органами местного самоуправления установлены льготы.
Таким образом, при реализации услуг Комитет применяет государственные регулируемые цены, в том числе Комитет обязан применять установленные в рамках определения этих цен льготы.
Из пояснений представителя Комитета, данных в судебном заседании кассационной инстанции, следует, что услуги предоставляются объектам социально-культурной сферы не безвозмездно, поскольку предусмотрено получение Комитетом дотация из местного бюджета.
Суды первой и апелляционной инстанций не проверяли доводы Комитета о получении им дотаций за счет средств местного бюджета, в связи с чем решение и постановление подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует исследовать вопрос о том, предусмотрена ли выплата Комитету дотаций за счет средств местного или иного бюджета.
В случае, если такие дотации предусмотрены, следует применить положение пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 13.04.04 и постановление апелляционной инстанции от 08.07.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-5467/04 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 октября 2004 г. N А56-5467/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника