Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 октября 2004 г. N А56-1214/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Морозовой Н.А., Троицкой Н.В.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области Маховой Е.В. (доверенность от 28.09.04 N 33428), от Комитета жилищно-коммунального хозяйства "МО "Волховский район" Коротиной И.Н. (доверенность от 27.04.04),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области на решение от 14.04.04 (судья Згурская М.Л.) и постановление апелляционной инстанции от 28.06.04 (судьи Шульга Л.А., Петренко Т.И., Звонарева Ю.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-1214/04,
установил:
Комитет жилищно-коммунального хозяйства "МО "Волховский район" (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 28.11.03 N 431.
Решением суда от 14.04.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.06.04, заявленные требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда и отказать Комитету в удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета - доводы, изложенные в отзыве на нее.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку соблюдения Комитетом налогового законодательства, о чем составлен акт от 10.11.03. По результатам проверки вынесено решение от 28.11.03 N 431 о доначислении Комитету 85 725 рублей 34 копеек налога на добавленную стоимость за август 2003 года.
В ходе проверки установлено, что Комитет не включал в базу, облагаемую налогом на добавленную стоимость, стоимость услуг, предоставленных объектам социально-культурной сферы (теплоснабжение, холодное водоснабжение, канализационно-очистные услуги, техническое обслуживание и содержание), по которым не было получено оплаты.
Налоговая инспекция полагает, что в данном случае имеет место безвозмездное оказание услуг, которое является объектом налогообложения.
Из Положения о Комитете видно, что Комитет является самостоятельным юридическим лицом, входит в структуру органов местного самоуправления и осуществляет управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Финансовые средства Комитета образуются за счет бюджетных ассигнований и других поступлений из бюджетной области, целевых ассигнований из областного и федерального бюджетов, доходов от собственной деятельности Комитета и других доходов.
В соответствии с решением Собрания представителей МО "Волховский район" от 27.11.02 N 51 муниципальным учреждениям социально-культурной сферы финансируемым из бюджета МО "Волховский район", предоставлена 100% льгота по оплате коммунальных услуг.
Из письма Управления комитета финансов Ленинградской области по Волховскому району от 23.03.04 N 150 видно, что возмещение расходов по предоставленной льготе не производилось.
В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Таким образом, в данном случае действительно имеется объект обложения налогом на добавленную стоимость.
Однако нормами статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации регулирующей порядок исчисления налога, установлено, что сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) установлен статьей 154 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 которой при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Как видно из текста указанного пункта, в нем предусмотрены два случая, когда налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации:
- при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен,
- при реализации товаров с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством.
Налоговая инспекция указывает, что в данном случае не имеют места льготы, предоставляемые отдельным потребителям федеральным законодательством.
Однако ни налоговой инспекцией, ни судом не учтен первый из указанных случаев.
Пунктом 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги). В рамках регулирования цен и тарифов органами местного самоуправления установлены льготы.
Таким образом, при реализации услуг Комитет применяет государственные регулируемые цены, в том числе Комитет обязан применять установленные в рамках определения этих цен льготы.
Из пояснений представителя Комитета, данных в судебном заседании кассационной инстанции, следует, что услуги предоставляются объектам социально-культурной сферы не безвозмездно, поскольку предусмотрено получение Комитетом дотация из местного бюджета.
Суды первой и апелляционной инстанций не проверяли доводы Комитета о получении им дотаций за счет средств местного бюджета, в связи с чем решение и постановление подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует исследовать вопрос о том, предусмотрена ли выплата Комитету дотаций за счет средств местного или иного бюджета.
В случае, если такие дотации предусмотрены, следует применить положение пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 14.04.04 и постановление апелляционной инстанции от 28.06.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-1214/04 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии со ст. 146 НК РФ безвозмездное оказание услуг признается реализацией и облагается НДС.
По мнению налогового органа, Комитет ЖКХ неправомерно не включил в налоговую базу по НДС стоимость услуг, безвозмездно оказанных объектам социально-культурной сферы.
Указанный спор возник из-за различного понимания налоговым органом и Комитетом безвозмездного оказания услуг.
Суд, исследовав материалы дела, установил, что в данном случае действительно имеет место объект обложения НДС.
Однако суд пришел к выводу, что Комитет предоставлял услуги объектам социально-культурной сферы не безвозмездно, т.к. он вправе получать дотаций из местного бюджета. Комитет входит в структуру органов местного самоуправления. Его средства образуются за счет ассигнований, в том числе целевых, из бюджетов, и доходов от собственной деятельности. При этом п. 1 ст. 31 Закона РФ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" установлено, что органы местного самоуправления вправе регулировать цены на услуги муниципальных предприятий. Следовательно, реализуя свои услуги, Комитет применяет государственные регулируемые цены.
Согласно ст. 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со ст. 154 НК РФ определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В соответствии с п.2 ст. 154 НК РФ при реализации услуг с учетом дотаций, предоставленных бюджетами в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база по НДС определяется как стоимость указанных услуг, исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Поэтому суд указал, что следует исследовать вопрос о том, предусмотрено ли получение Комитетом дотаций за счет средств бюджетов. Если их получение предусмотрено, следует применить положения п.2 ст. 154 НК РФ.
Суд удовлетворил кассационную жалобу налогового органа, решение и постановление апелляционной инстанции отменил, дело направил на новое рассмотрение.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 октября 2004 г. N А56-1214/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника