Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 сентября 2004 г. N А56-16797/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Малышевой Н.Н., Зубаревой Н.А.,
рассмотрев 23.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2004 по делу N А56-16797/04 (судья Саргин А.Н.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с акционерного общества закрытого типа "Леодор" Лужский филиал (далее - Общество) 100 руб. штрафа за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несвоевременное представление в налоговый орган расчета (декларации) целевого сбора на благоустройство территории Муниципального образования "Лужский район" за 3-й квартал 2003 года.
Решением от 24.05.2004 в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, согласно подпункту "ж" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно - правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели являются местными налогами, в связи с чем, Общество должно представлять в соответствии со статьей 80 НК РФ декларацию.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что судебный акт подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, Общество представило 30.10.2003 в налоговую инспекцию расчет по целевому сбору на благоустройство территорий за 3-й квартал 2003 года.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленного расчета, в ходе которой установила нарушение Обществом срока его представления. При сроке представления не позднее 20.10.2003 Общество представило расчет 30.10.2003.
По результатам проверки налоговая инспекция приняла решение от 28.01.2004 N 1350 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания 100 руб. штрафа.
На основании указанного решения налоговая инспекция выставила требование об уплате налоговой санкции от 03.02.2004 N 268.
Данное требование Общество не исполнило, в связи с чем, налоговая инспекция обратилась в суд.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных налоговым органом требований, указал на то, что статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налоговой декларации. Налоговая инспекция не обосновала возможность отнесения расчета к понятию "налоговая декларация". Законодателем разграничены понятия "налог" и "сбор", согласно же статье 80 НК РФ "налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу". В части же сборов правила, предусмотренные положениями статей 80 и 13 НК РФ, распространяются лишь на порядок декларирования данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что решение суда подлежит отмене.
В силу статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменной заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган в установленном порядке налоговые декларации.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 21 Закона, целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно - правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели являются местными налогами.
Согласно решению от 10.10.2001 N 12 районного собрания депутатов Муниципального образования "Лужский район" Ленинградской области "Об утверждении новой редакции Положения "О целевом сборе с предприятий и индивидуальных предпринимателей на благоустройство территории МО "Лужский район" (далее - Положение), введенного в действие с 1 января 2001 года налоговым периодом для юридических лиц является квартал.
Плательщики - юридические лица самостоятельно производят начисление вышеуказанного сбора по расчету, указанному в приложении 1 к указанному положению, и до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют данный расчет в инспекцию Министерства России по налогам и сборам по Лужскому району. Согласно приложению к указанному Положению данный расчет назван налоговой декларацией и содержит все необходимые данные для исчисления и уплаты сбора.
Общество представило расчет 30.10.2003 при сроке представления - 20.10.2003.
Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт не соответствует действующему законодательству, а следовательно, подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2004 по делу N А56-16797/04 отменить.
Взыскать с акционерного общества закрытого типа "Леодор" 100 руб. штрафа.
Взыскать с акционерного общества закрытого типа "Леодор" 150 руб. государственной пошлины в доход бюджета за рассмотрение дела в суде первой и кассационной инстанции.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Н.А. Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пунктом 1 ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации.
По мнению Общества, нарушение сроков представления расчета по целевому сбору на благоустройство территории не влечет привлечение к ответственности, т.к. расчет не является налоговой декларацией.
В связи этим при рассмотрении дела следовало установить, правомерно ли привлечение к ответственности за нарушение сроков представления расчета.
Суд сделал вывод, что целевой сбор на уборку территории является местным налогом, поэтому привлечение Общества к ответственности правомерно.
Пунктом 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика, представлять декларации по налогам которые он уплачивает. Сроки представления декларации устанавливаются законодателем по каждому налогу.
Под налоговой декларацией согласно ст. 80 НК РФ понимается письменное заявление налогоплательщика о доходах, расходах, налоговых льготах и исчисленной сумме налога. Т.е. данное заявление должно содержать данные, необходимые для исчисления налога.
В соответствии с подп. "ж" п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" целевой сбор с граждан на благоустройство территории является местным налогом. Сроки представления расчета по сбору установлены решением районной Думы, в соответствии с которым расчет является налоговой декларацией и содержит все необходимые данные для исчисления и уплаты налога.
Поэтому довод Общества о том, что законодателем разграничены понятия "налога" и "сбора", а декларация должна представляться только по налогам, признан судом несостоятельным.
Суд поддержал позицию налогового органа, состоявшееся по делу решение отменил, требования налогового органа удовлетворил.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 сентября 2004 г. N А56-16797/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника