Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 октября 2004 г. N А56-16479/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Морозовой Н.А., Троицкой Н.В.,
при участии от Кировской районной организации Ленинградской областной организации Всероссийского общества инвалидов председателя Рогова А.Н. и представителя Уваровой Н.Л. (доверенность от 09.06.04 N 34), от Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области Павлова О.В. (доверенность от 01.07.04 N 03-06/7336),
рассмотрев 04.10.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2004 по делу N А56-16479/04 (судья Згурская М.Л.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Кировской районной организации Ленинградской областной организации Всероссийского общества инвалидов (далее - организация) 3 637 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 15.06.2004 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что льгота, в виде освобождения от уплаты сбора на нужды образовательных учреждений Ленинградской области может быть применена только в том случае, если высвобожденные в результате применения налоговых льгот средства направляются на социальные нужды инвалидов. Денежные средства, израсходованные организацией на поздравления ко Дню Победы, к 8 Марта, к 15-летию ВОИ, в соответствии со статьей 5 Областного закона от 20.11.2000 N 35-ОЗ "О льготном налогообложении общественных организаций инвалидов, а также организаций, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов" (далее - Закон N 35-ОЗ), нельзя отнести к расходам на социальные нужды инвалидов, в связи с чем, организацией неправомерно заявлена льгота в виде освобождения от уплаты сбора на нужды образовательных учреждений.
В отзыве на кассационную жалобу организация просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители организации - доводы, изложенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку организации по вопросу правильности исчисления и полноты уплаты сбора на нужды образовательных учреждений за 9 месяцев 2003 года.
По результатам камеральной проверки, инспекция вынесла решение от 09.01.2004 N 11-20/490 о привлечение организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы в виде взыскания 3 637 руб. штрафа и направила в адрес организации требование от 19.01.2004 N 48 об уплате налоговых санкций в срок до 29.01.2004.
В ходе проверки налоговым органом установлено: организацией необоснованно заявлена льгота по сбору на нужды образования за 9 месяцев 2003 года в размере 19 482 руб. в части средств, использованных на поздравление и подарки к Дню Победы, к 8 Марта, к 15-летию ВОИ в общей сумме 19 482 руб.
В соответствии со статьей 1 Областного Закона Ленинградской области от 11.07.02 N 26-ОЗ "О сборе на нужды образовательных учреждений" плательщиками сбора на нужды образовательных учреждений в соответствии с настоящим законом являются организации всех организационно-правовых форм, расположенные на территории Ленинградской области (включая организации с иностранными инвестициями), а также организации, зарегистрированные в других субъектах Российской Федерации, но осуществляющие деятельность на территории Ленинградской области через свои обособленные подразделения.
Согласно пункту "в" статьи 3 Закона N 35-ОЗ, общественные организации инвалидов освобождены от уплаты сбора на нужды образовательных учреждений Ленинградской области. Высвобожденные в результате применения налоговых льгот, установленных настоящей статьей, средства направляются на социальные нужды инвалидов.
Как видно из материалов дела, организация является местной общественной организацией инвалидов и действует на основании свидетельства о регистрации общественного объединения за N 732, выданного 21.08.1997 Управлением юстиции Ленинградской области.
Судом первой инстанции установлено, что организация является общественной организацией инвалидов, в которой число инвалидов составляет не менее 80 процентов от общей численности членов. Целями уставной деятельности организации являются защита прав и интересов инвалидов; приобретение подарков к 8 Марту для инвалидов, проведение мероприятий к Дню Победы и 15-летию ВОИ для инвалидов, не противоречат целям и задачам уставной деятельности организации.
Суд признал эти расходы затратами на натуральные виды материальной помощи, предусмотренные Законом N 35-ОЗ.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств, что в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Статьей 6 этого же Закона предусмотрено, что налогоплательщики, допустившие нецелевое использование средств, высвобождаемых в результате применения установленных настоящим законом налоговых льгот, несут ответственность в виде доначисления и взыскания сумм налогов (сборов) с одновременным взысканием пеней за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты налога (сбора).
Таким образом, у налоговой инспекции не было оснований для привлечения организации к предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации ответственности за неуплату сбора на нужды образовательных учреждений.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает принятый по делу судебный акт законным, а жалобу инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2004 по делу N А56-16479/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В.Клирикова |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. "в" ст. 3 Областного Закона Ленинградской области от 20.11.2000 г. N 35-О "О льготном налогообложении общественных организаций инвалидов" общественные организации инвалидов освобождаются от уплаты сбора на нужды образовательных учреждений. Высвобожденные в результате этого средства направляются на социальные нужды инвалидов.
По мнению налогового органа, Общественная организация инвалидов не имеет право на льготу, поскольку денежные средства, израсходованные на праздничные поздравления инвалидов, не относятся к расходам на социальные нужды.
Указанный спор возник из-за различного понимания налоговым органом и Организацией расходов на социальные нужды.
Суд пришел к выводу, что расходы на приобретение подарков и проведение праздничных мероприятий для инвалидов относятся к затратам на натуральные виды материальной помощи инвалидам, поэтому признаются направленными на их социальные нужды.
Так, согласно ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 11.07.2002 г. N 26-ОЗ плательщиками сбора на нужды образовательных учреждений являются организации всех организационно-правовых форм собственности.
Исследовав материалы дела, суд установил, что Организация создана в целях защиты прав и интересов инвалидов. Приобретение подарков для инвалидов целям и задачам организации не противоречит.
Значит, Общество имеет право на льготу в виде освобождения от уплаты сбора.
Поэтому суд поддержал позицию налогоплательщика, состоявшееся по делу решение оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа оставил без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 октября 2004 г. N А56-16479/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника