Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 сентября 2004 г. N А56-2745/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д. и Никитушкиной Л.Л., при участии от открытого акционерного общества "Светлана" Мирной Г.А. (доверенность от 29.12.2003 N 801-137), Голубковой В.Л. (доверенность от 07.04.2004), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга Рудневой Е.А. (доверенность от 20.01.2004 N 17/999),
рассмотрев 14.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.06.2004 по делу N А56-2745/04 (судьи Слобожанина В.Б., Исаева И.А., Кадулин А.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Светлана" (далее - ОАО "Светлана", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция), выразившихся в увеличении размера реструктурированной задолженности по налогу на прибыль на сумму дополнительных платежей по этому налогу, а также о признании недействительным решения налогового органа от 03.12.2003 N 18/22082 об отказе списать задолженность по пеням и штрафам, о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невыполнении порядка списания реструктурированной задолженности по пеням и штрафам, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - Постановление N 1002).
Решением суда от 10.03.2004 (судья Никитушева М.Г.) Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.06.2004 решение суда от 10.03.2004 отменено и требования Общества удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить постановление от 23.06.2004, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции нормы материального права - Постановления N 1002. По мнению подателя жалобы, Общество вправе претендовать на полное списание задолженности по пеням и штрафам только при условии полного погашения реструктурированной задолженности по налогу на прибыль, в состав которой входит также задолженность по дополнительным платежам.
Законность оспариваемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция на основании решений от 28.12.99 N 2 и от 25.12.2001 N 17/2001 провела реструктуризацию задолженности акционерного общества открытого типа "Светлана" (в настоящее время - ОАО "Светлана") по налогам, пеням и штрафам.
Полностью погасив задолженность по налогам, Общество в ноябре 2003 года обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о списании задолженности по пеням и штрафам.
Однако налоговый орган отказал налогоплательщику в списании задолженности по пеням и штрафам, указав на то, что ОАО "Светлана" не погасило задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль, которые включаются в сумму основной задолженности по налогам (письмо от 03.12.2003 N 18/22082).
Общество посчитало письмо и действия налоговой инспекции незаконными и оспорило их в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований налогоплательщик ссылается на то, что право организации на списание задолженности по пеням и штрафам при условии досрочного погашения реструктурированной задолженности по налогам предусмотрено Постановлением N 1002. Поскольку Общество досрочно выполнило обязанность по погашению суммы задолженности по налогам, указанной в решениях от 28.12.99 N 2 и от 25.12.2001 N 17/2001, у налогового органа не было оснований для отказа в списании задолженности по пеням и штрафам. Кроме того, заявитель считает неправомерным включение налоговой инспекцией в сумму основной задолженности дополнительных платежей по налогу на прибыль, поскольку Постановлением N 1002 не предусмотрена возможность увеличения реструктурированной задолженности.
Налоговая инспекция, отклоняя требования налогоплательщика, ссылается на то, что сумма дополнительных платежей ошибочно включена в сумму задолженности по пеням и штрафам, поскольку фактически она относится к налоговым платежам. В уведомлении от 17.03.2003 N 18/4746 (лист дела 35) налоговый орган сообщил ОАО "Светлана" о необходимости включить задолженность по дополнительным платежам (248 228 руб.) в сумму основной реструктурируемой задолженности путем включения в графики погашения задолженности по налогам с первого квартала 2003 года. Поскольку Общество дополнительные платежи не уплатило, у налоговой инспекции не было оснований для списания задолженности по пеням и штрафам.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, отклонил доводы налогоплательщика и признал обоснованной позицию налогового органа.
Апелляционная инстанция отменила решение суда и удовлетворила требования ОАО "Светлана". При этом суд исходил из того, что налоговая инспекция не выносила решения об увеличении основной суммы реструктурируемой задолженности на сумму дополнительных платежей, чем нарушила процедуру корректировки задолженности по налогам, а следовательно, и права заявителя.
Суд кассационной инстанции считает постановление апелляционной инстанции подлежащим отмене.
Постановлением N 1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - Порядок реструктуризации).
Согласно пункту 4 Порядка реструктуризации в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, а по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
При этом пунктом 5 Порядка реструктуризации предусмотрено право налогоплательщика произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам, а также установлены порядок и условия списания долга по пеням и штрафам при погашении налогоплательщиком реструктурируемой задолженности в течение двух и четырех лет.
В развитие Постановления N 1002 приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 30.04.2002 N БГ-3-29/235 утверждены Правила списания суммы задолженности по пеням и штрафам организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 (далее - Правила).
Как следует из пунктов 1-2 Правил, при погашении половины реструктурируемой задолженности в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по месту нахождения организации производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию) с момента погашения указанной задолженности.
При погашении реструктурируемой задолженности в течение четырех лет после принятия решения о реструктуризации территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по месту нахождения организации производит полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию) с момента погашения указанной задолженности.
Решения о списании задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию) принимаются руководителем налогового органа по месту нахождения организации.
Таким образом, налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с просьбой о списании с него задолженности по пеням и штрафам только при условии полного погашения им задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет в течение четырех лет после принятия решения о реструктуризации.
Из материалов дела видно, что налоговая инспекция не списала оставшуюся у Общества задолженность по пеням и штрафам в связи с тем, что в указанную сумму были ошибочно (в 1999 и 2001 году) включены дополнительные платежи по налогу на прибыль. Причем налогоплательщик данное обстоятельство не оспаривает.
Обязанность по уплате дополнительных платежей по налогу на прибыль предусмотрена пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций". В связи с неоднозначностью определения природы дополнительных платежей налогоплательщиками и налоговыми органами данный вопрос был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 13.11.2001 N 225-О и от 10.01.2002 N 5-О указал, что по своей природе дополнительные платежи являются налоговыми, следовательно, не относятся к пеням и штрафам.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает законными оспариваемые действия налогового органа, поскольку на момент подачи Обществом заявления о досрочном списании оставшейся задолженности по пеням и штрафам налогоплательщик не погасил полностью долг по обязательным платежам, подлежащим зачислению в федеральный бюджет (не уплатил дополнительные платежи по налогу на прибыль).
Суд кассационной инстанции отклоняет довод налогоплательщика о несоблюдении налоговым органом процедуры увеличения реструктурируемой задолженности, поскольку в уведомлении от 17.03.2003 N 18/4746 налоговая инспекция сообщила ОАО "Светлана" о необходимости погасить задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль в сумме 248 228 руб., ошибочно включенную ранее в сумму задолженности по пеням и штрафам. Таким образом, на момент обращения в налоговый орган с заявлением о списании задолженности по пеням и штрафам Обществу было известно о том, что им не полностью погашена сумма основной задолженности, а также о порядке и сроке ее погашения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 5 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.06.2004 по делу N А56-2745/04 отменить.
Оставить в силе решение суда от 10.03.2004.
Взыскать с открытого акционерного общества "Светлана" в доход федерального бюджета 6 000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
А.В.Шевченко |
Л.Л.Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 сентября 2004 г. N А56-2745/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника