Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 сентября 2004 г. N А56-17375/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Коняевой Е.В., Рудницкого Г.М.,
при участии от КУГИ Никитина Д.В. (доверенность от 25.03.2004), от ОАО "РЖД" Ковизиной Л.А. (доверенность от 29.12.2003),
рассмотрев 23.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга на решение от 18.03.2004 (судья Виноградова Л.В.) и постановление апелляционной инстанции от 11.06.2004 (судьи Кожемякина Е.В., Копылова Л.С, Мельникова Н.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-17375/03,
установил:
Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" (далее - ФГУП "Октябрьская железная дорога МПС РФ") и обществу с ограниченной ответственностью "Бастион" (далее - ООО "Бастион") о признании недействительным договора от 01.03.2003 N 226/2003, заключенного между ответчиками.
Решением суда от 18.03.2004 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.06.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе КУГИ просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
По ходатайству представителя ответчика произведено процессуальное правопреемство: ФГУП "Октябрьская железная дорога МПС РФ" заменено на открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
В судебном заседании представитель КУГИ поддержал кассационную жалобу и просил ее удовлетворить, а представитель ОАО "РЖД" возражал против удовлетворения жалобы.
ООО "Бастион" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своего представителя в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между ФГУП "Октябрьская железная дорога МПС РФ" и ООО "Бастион" заключен договор от 01.03.2003 N 226/2003им срочного пользования спорным земельным участком площадью 1800 кв.м, расположенным в районе железнодорожной станции Удельная, сроком по 27.02.2004. В пункте 1.1 договора указано, что данный земельный участок находится в полосе отвода железной дороги.
Полагая, что данный земельный участок не относится к полосе отвода, а договор от 01.03.2003 является ничтожной сделкой как не соответствующий требованиям статей 209, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку заключен лицом, которое не может выступать в качестве арендодателя названного земельного участка, КУГИ обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.08.95 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", действовавшего на момент заключения спорного договора, к землям железнодорожного транспорта относятся земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач; земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
В силу пункта 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися у организаций железнодорожного транспорта земельными участками, возникшее до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 25.08.95 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации.
Изданным во исполнение статьи 5 названного Закона Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.99 N 26Ц, предусмотрено право ОЖД на предоставление земельных участков, расположенных в полосе отвода, в срочное пользование юридическим лицам для различных целей.
Согласно пункту 13 Положения договоры о срочном пользовании земельными участками между железными дорогами и временными пользователями оформляются железной дорогой.
В то же время пунктом 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации. Поскольку в настоящее время такой порядок Правительством Российской Федерации не установлен, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что до принятия соответствующего нормативного правового акта подлежит применению указанное выше Положение.
Пунктом 2.15 Инструкции по утверждению границ земельных участков, ограничений и сервитутов, устанавливаемых в отношении земельных участков, фактически используемых юридическими лицами в Санкт-Петербурге, утвержденной распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 18.09.95 N 1010-р, предусмотрено, что Октябрьской железной дороге границы землепользования в полосе отвода определяются на основании (с учетом) материалов инвентаризации полосы отвода, выполненной институтом Ленгипротранс в 1993-1994 годах на материалах съемки треста ГРИИ с установлением границ полосы отвода в натуре в 1963-1967 годах, в ходе которой проводилось: выяснение смежных и внутрирасположенных землепользователей, свободных и перспективных, для дальнейшего развития дороги, земельных участков, уточнение границ и площадей землепользований, выполненных графическим способом, а также материалов кадастровой съемки полосы отвода Октябрьской железной дороги.
В материалах дела имеется выкопировка из плана полосы отвода выполненного в 1993 году институтом Ленгипротранс, согласно которому спорный земельный участок расположен в полосе отвода ФГУП "Октябрьская железная дорога МПС РФ". Кроме того, ответчиком представлено временное свидетельство о землепользовании от 24.08.95, в соответствии с которым ФГУП "Октябрьская железная дорога МПС РФ" уплачивает земельный налог, в том числе и за спорный участок.
Также согласно выданным 13.05.99 Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗУ) сведениям о земельном участке площадью 32,6 га, в состав которого входит и предоставленный по спорному договору участок, следует, что данный участок расположен в полосе отвода.
В соответствии с приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 14.09.2000 N 20 "Об упорядочении работ по установлению (восстановлению) границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта" полномочия по утверждению планов границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта, включая полосу отвода железных дорог, возложены на территориальные органы Федеральной службы земельного кадастра России.
Во исполнение данного приказа и в соответствии с распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 18.09.95 N 1010-р приказом КЗРиЗУ от 29.04.2002 N 341 была создана рабочая группа по формированию границ полосы отвода Октябрьской железной дороги, на основании решения которой приказом КЗРиЗУ от 25.12.2002 N 838 утверждены границы полосы отвода в районе железнодорожной станции Удельная.
Согласно названному приказу в отношении спорного участка границы полосы отвода остались в неизменном виде по сравнению с планом полосы отвода, выполненного в 1993 году институтом Ленгипротранс.
Сведений о том, что земельный участок площадью 1800 кв.м, расположенный в районе железнодорожной станции Удельная, в установленном порядке изымался из полосы отвода, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что отсутствуют основания для признания договора от 01.03.2003 недействительным.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суд достаточно полно исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам; обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для их отмены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 18.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 11.06.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-17375/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Г.М. Рудницкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 сентября 2004 г. N А56-17375/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника