Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 сентября 2004 г. N А56-14319/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Блиновой Л.В., при участии от государственного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников "Росток" Исмухамбетова М.С. (доверенность от 08.09.04), от Санкт-Петербургской таможни Климшиной В.П. (доверенность от 30.12.03 N 06-23/18047),
рассмотрев 27.09.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.04 по делу N А56-14319/04 (судья Ресовская Т.М.),
установил:
Государственное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников "Росток" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня) от 14.01.04 N 0012/04/011, незаконными действий таможни по бесспорному взысканию с учреждения 251 362 руб. 94 коп. таможенных платежей и пеней, а также об обязании таможенного органа возвратить указанную сумму на расчетный счет учреждения.
Решением суда от 07.06.04 заявленные учреждением требования удовлетворены частично, оспариваемое требование таможни признано недействительным, а действия по бесспорному взысканию задолженности - незаконными. Заявление учреждения в части обязания таможенного органа возвратить излишне взысканные таможенные платежи и пени оставлено без рассмотрения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе таможня просит отменить решение суда, ссылаясь на использование учреждением гуманитарной помощи не по целевому назначению.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель учреждения возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что в адрес учреждения поступил товар (гуманитарная помощь в виде бывших в употреблении одежды и обуви), оформленный в таможенном режиме выпуска для свободного обращения с предоставлением льготы по уплате таможенных платежей.
В ходе проверки целевого использования заявителем условно выпущенных товаров сотрудниками Северо-Западного таможенного управления установлено, что часть товара весом 6 523 кг утилизирована в соответствии с актами списания. Результаты проверки отражены в акте от 21.03.03 N 10200000/21032003/00030.
По итогам проверки таможня направила учреждению требование от 14.01.04 N 0012/04/011 об уплате 160 651 руб. 08 коп. таможенных платежей и 88 713 руб. 32 коп. пеней в связи нецелевым использованием гуманитарной помощи.
Заявитель не ликвидировал задолженность в добровольном порядке, что послужило основанием для принятия таможенным органом решения от 10.02.04 N 0011 о взыскании данной задолженности в бесспорном порядке с банковских счетов учреждения. На основании принятого решения таможня направила в банк инкассовые поручения на списание суммы задолженности со счета заявителя.
В силу статьи 29 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.93 (далее - ТК РФ) условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств в иных целях допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 18 ТК РФ под условным выпуском понимается выпуск товаров и транспортных средств, сопряженный с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений, требований или условий.
Как указано в пункте 10 Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.99 N 1335 (далее - Порядок), таможенное оформление товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в качестве гуманитарной помощи (содействия), осуществляется в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. При ввозе этих товаров на таможенную территорию Российской Федерации Государственный таможенный комитет Российской Федерации обеспечивает их первоочередное оформление и применение упрощенных таможенных процедур, освобождает указанные товары в соответствии с законодательством Российской Федерации от обложения налогами и от взимания сборов за таможенное оформление.
В соответствии с пунктом 15 Порядка получатель гуманитарной помощи (содействия), использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, в случае нецелевого использования гуманитарной помощи (содействия) уплачивает в бюджеты всех уровней налоги и другие обязательные платежи, а также начисленные на них пени и штрафы по действующим ставкам. Взыскание налогов, платежей, пеней и штрафов осуществляется налоговыми и таможенными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Закон) гуманитарная помощь представляет собой вид безвозмездной помощи, предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.
Учитывая приведенные нормативные положения, кассационная инстанция считает, что действия учреждения могут быть квалифицированы как нецелевое использование гуманитарной помощи только при наличии возможности использовать ее на цели, указанные в статье 1 Закона.
Однако, как следует из материалов дела, часть товара утратила свои потребительские свойства, в связи с чем была утилизирована. При таких обстоятельствах у таможни отсутствовали правовые основания для направления учреждению оспариваемого требования.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение суда является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.04 по делу N А56-14319/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
Л.В. Блинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 сентября 2004 г. N А56-14319/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника