Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 сентября 2004 г. N А56-6654/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В., Никитушкиной Л.Л., при участии от открытого акционерного общества "Импортно-экспортный банк "ИМПЭКСБАНК" Костикова М.В. (доверенность от 05.01.2004), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу Поляковой С.А. (доверенность от 30.06.2004 N 03-09/6878),
рассмотрев 28.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2004 по делу N А56-6654/04 (судья Ермишкина Л.П.),
установил:
Открытое акционерное общество "Импортно-экспортный банк "ИМПЭКСБАНК" (далее - ОАО "ИМПЭКСБАНК", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 27.01.2004 N 13-31/43 о доначислении 8443 руб. и 6286 руб. налога на пользователей автомобильных дорог за 2000-2001 годы соответственно и начислении 7316 руб. пеней за неполную уплату этого налога, требования об уплате указанных сумм налога и пеней от 29.01.2004 N 0401000126, решения о взыскании налога, сбора и пеней за счет денежных средств налогоплательщика от 10.02.2004 N 126.
Решением суда от 24.05.2004 ненормативные акты налогового органа признаны недействительными в части начисления налоговым органом Обществу пеней за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог за 2001 год. В остальной части заявление Общества оставлено без удовлетворения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 24.05.2004 в части удовлетворения требований ОАО "ИМПЭКСБАНК", ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. По мнению налогового органа, суд сделал ошибочный вывод о том, что законодательством о налогах и сборах не установлен срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за 2001 год.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция в ноябре-декабре 2003 года провела выездную налоговую проверку соблюдения ОАО "ИМПЭКСБАНК" законодательства о налогах и сборах за июль 2000 года - декабрь 2002 года, результаты которой отражены в акте от 29.12.2003 N 83.
В ходе проверки налоговый орган установил, что Общество в 2000-2001 годах занизило подлежащий уплате в бюджет налог на пользователей автомобильных дорог в результате необоснованного уменьшения налогооблагаемой базы на сумму отрицательных реализованных курсовых разниц.
По результатам проверки налоговая инспекция приняла решение от 27.01.2004 N 13-31/43 о доначислении ОАО "ИМПЭКСБАНК" 8 443 руб. и 6 286 руб. налога на пользователей автомобильных дорог за 2000-2001 годы и начислении 7 316 руб. пеней за неполную уплату этого налога. Позднее, 29.01.2004, налоговый орган направил налогоплательщику требование N 0401000126 об уплате доначисленных в ходе проверки сумм налога и пеней до 08.02.2004. Поскольку в установленный срок Общество недоимку и пени не погасило, налоговая инспекция приняла решение от 10.02.2004 N 126 о взыскании задолженности за счет денежных средств ОАО "ИМПЭКСБАНК", находящихся на счетах в банках.
Общество посчитало решения и требование налоговой инспекции незаконными и оспорило их в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований ОАО "ИМПЭКСБАНК" ссылается на то, что в соответствии с положениями законодательства о налоге на пользователей автомобильных дорог, объектом обложения этим налогом является разница между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате торговой деятельности. Таким образом, по мнению Общества, при осуществлении операций, связанных с куплей-продажей валюты, в качестве объекта налогообложения должна рассматриваться положительная разница между положительными реализованными курсовыми разницами и отрицательными реализованными курсовыми разницами.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, признал обоснованным доначисление налоговым органом Обществу налога на пользователей автомобильных дорог. При этом суд указал на то, что в соответствии с действовавшими в спорный период правилами определения доходов от банковской деятельности, к доходам банков отнесены доходы в виде положительных курсовых разниц по операциям банка в иностранной валюте. В то же время суд посчитал необоснованным начисление налоговой инспекцией заявителю пеней за неполную уплату спорного налога за 2001 год, поскольку в указанный период законодательством о налогах и сборах не был установлен срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.
В кассационной жалобе налоговый орган оспаривает решение суда по эпизоду, связанному с начислением пеней по недоимке по налогу на пользователей автомобильных дорог, образовавшейся в 2001 году, ссылаясь на то, что срок уплаты налога в указанный период был установлен пунктом 37 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".
Кассационная инстанция считает судебный акт в обжалуемой части правильным и не подлежащим отмене.
Согласно статье 75 НК РФ пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Налог на пользователей автомобильных дорог, предусмотренный подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", отнесен к федеральным налогам. Названной нормой предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.
Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог как федерального налога определен законодательным актом Российской Федерации - постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 10 Порядка предприятия перечисляют установленный Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "статьей 7" следует читать "пунктом 6 приложения N 38"
Вместе с тем статьей 7 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" действие постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 приостановлено.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" с 2001 года налог на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды или в бюджеты субъектов Российской Федерации для целевого использования на финансирование затрат, предусмотренных пунктом 1 статьи 1 данного Закона.
Федеральным законом и законом Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации срок уплаты названного налога на 2001 год не был установлен.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным начисление налоговым органом Обществу пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог за 2001 год.
Суд кассационной инстанции отклоняет ссылку налоговой инспекции на Инструкцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59, поскольку в силу пункта 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации приказы и инструкции Министерства Российской Федерации не относятся к законодательству о налогах и сборах.
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены или изменения нет.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2004 по делу N А56-6654/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 сентября 2004 г. N А56-6654/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника