Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 сентября 2004 г. N А56-346/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга Романовой Е.А. (доверенность от 25.08.04 N 17/16099), рассмотрев 23.09.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга на решение от 31.03.04 (судья Зотеева Л.В.) и постановление апелляционной инстанции от 15.06.04 (судьи Кадулин А.В., Исаева И.А., Слобожанина В.Б.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-346/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Интранспроект" (далее - Общество, ООО "Интранспроект") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения предмета спора) о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 14.11.03 N 53 и об обязании Инспекции возвратить на расчетный счет ООО "Интранспроект" 4 960 000 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по внутренним оборотам за июль 2003 года.
Решением от 31.03.04 суд удовлетворил требования Общества.
Постановлением от 15.06.04 апелляционная инстанция оставила решение от 31.03.04 без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. При этом податель жалобы считает, что оспариваемое Обществом решение налогового органа от 14.11.03 N 53 является законным и обоснованным. При проведении камеральной налоговой проверки представленной Обществом налоговой декларации по НДС за июль 2003 года ООО "Интранспроект" не представило в Инспекцию документы, которые были запрошены налоговым органом для проверки (согласно перечню, указанному в требовании от 09.10.03 N 16/18195 о представлении документов). Следовательно, Общество правомерно привлечено в налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). Кроме того, отсутствие (полного пакета) надлежаще оформленных документов, подтверждающих право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость, не дает налоговому органу возможность вынести решение о возмещении заявленной Обществом суммы НДС. Поэтому Инспекция считает правильным решение от 14.11.03 N 53. Кроме того, налоговый орган указывает на проведение расчетов за товар путем передачи векселей третьего лица, что по мнению Инспекции, исключает возможность расходования собственных средств, а следовательно недопустимость возмещения из бюджета НДС.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что в сентябре 2003 года ООО "Интранспроект" представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за июль 2003 год, а 06.11.03 заявление о возврате 4 960 000 руб. НДС на расчетный счет Общества.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 14.11.03 N 53 о привлечении ООО "Интранспроект" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ за несвоевременное представление документов для проведения камеральной налоговой проверки, в виде взыскания 1 300 руб. штрафа (50 руб. за каждый непредставленный документ). Кроме того, Обществу предложено восстановить для бюджета 4 960 000 руб. НДС. Основанием для принятия налоговым органом данного решения послужило нарушение Обществом положений статьи 93 НК РФ, а именно непредставление ООО "Интранспроект" документов для проведения камеральной налоговой проверки по требованию Инспекции от 09.10.03 N 16/18195.
Судебные инстанции, удовлетворяя требования Общества, указали на то, что налоговым органом не представлены какие-либо доказательства направления в адрес ООО "Интранспроект" требования от 09.10.03 N 16/18195 о представлении документов, а следовательно, Общество не может быть привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ. Представленные заявителем в материалы дела документы подтверждают уплату НДС поставщикам товара и оприходование товарно-материальных ценностей. При этом статьей 172 НК РФ на налогоплательщика не возлагается обязанность представлять в налоговый орган какие-либо документы одновременно с декларацией по НДС по внутренним оборотам.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что суды, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходили из следующего.
В силу пункта 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ и приобретенных для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только те суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
Из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено фактами уплаты им суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг), принятия на учет данных товаров (работ, услуг) и фактом наличия соответствующих первичных документов.
Согласно статье 176 НК РФ, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленного по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма налога по заявлению налогоплательщика подлежит возврату. Налоговый орган при наличии заявления и отсутствии недоимок обязан принять в течение 2-х недель решение о возврате НДС из бюджета и направить его в органы федерального казначейства в тот же срок.
Из положений статьи 93 НК РФ следует, что налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика необходимые для проведения налоговой проверки документы, в частности подтверждающие обоснованность применения налоговых вычетов.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Непредставление запрашиваемых документов или непредставление их в установленный срок признается налоговым правонарушением, ответственность за которое, предусмотрена статьей 126 НК РФ.
В материалах дела имеются два требования от 09.10.03 N 16/18195 о представлении документов, выписанные по разным адресам: Санкт-Петербург, ул. Таврическая, д. 3, кв. 25 (лист дела 41) и Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 12, к. 2, кв. 75 (лист дела 64). Однако налоговый орган не представил в материалы дела, а также суду в ходе судебного разбирательства каких-либо доказательств направления названных требований в адрес ООО "Интранспроект".
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
При таких обстоятельствах нельзя признать доказанным, факт направления налоговым органом в адрес заявителя требования от 09.10.03 N 16/18195, а следовательно, у ООО "Интранспроект" не возникло обязанности по представлению документов, указанных в требованиях.
Следовательно, в силу положений статьи 108, 109 НК РФ ООО "Интранспроект" не может быть привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, за непредставление документов, указанных в требованиях, в связи с отсутствием события налогового правонарушения.
Доводы налогового органа относительно правомерности отказа Обществу в возмещении 4 960 000 руб. НДС за июль 2003 года, которые также основаны на непредставлении ООО "Интранспроект" документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых вычетов и перечисленных в требованиях от 09.10.03 N 16/18195, правомерно признаны судебными инстанциями не соответствующими нормам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как указано выше, право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено фактами уплаты им суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг) и принятия на учет данных товаров (работ, услуг), а также фактом наличия соответствующих первичных документов.
При этом сам факт непредставления налогоплательщиком по запросу налогового органа документов, подтверждающих обоснованность налоговых вычетов, не может служить основанием для отказа ему в возмещении налога на добавленную стоимость.
В соответствии с договором поставки от 22.07.03 N 76 Общество поставило обществу с ограниченной ответственностью "Строй-Сервис" (далее - ООО "Строй-Сервис") компрессоры поршневые, приобретенные у общества с ограниченной ответственностью "Беккер" по договору от 24.07.03 N 123. Расчеты за товар произведены Обществом путем передачи векселей закрытого акционерного общества "Коммерческий Центр Строительные Машины", полученных ранее у ООО "Строй-Сервис" в качестве авансового платежа, что оформлено актом приема-передачи от 25.07.03 N 1. Таким образом, произведя оплату товара векселями третьего лица, заявитель предъявил к вычету уплаченный НДС, что соответствует положениям пункта 2 статьи 172 НК РФ.
Судебными инстанциями установлен и материалами дела подтверждается факт уплаты Обществом НДС поставщикам товаров и оприходования товарно-материальных ресурсов, а следовательно, и его право на применение налоговых вычетов, и у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нет оснований для переоценки данных обстоятельств.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 31.03.04 и постановление апелляционной инстанции от 15.06.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-346/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 сентября 2004 г. N А56-346/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника