Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 декабря 2001 г. N 3922
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Нефедовой О.Ю.,
судей Кустова А.А. и Сосниной О.Г.,
при участии от ЗАО "Морской торговый порт Калининград" Ерина Б.В. (доверенность от 27.11.2001), от ГУП "Калининградская железная дорога" Коробкиной З.И. (доверенность от 03.01.2001 N 7-НЮ),,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУП "Калининградская железная дорога" на решение от 16.08.2001 (судья Шиткин В.М.) и постановление апелляционной инстанции от 17.10.2001 (судьи Мельник И.А., Сергеева Е.А., Лобанова Е.А.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N 3922,
установил:
Закрытое акционерное общество "Морской торговый порт Калининград" (далее - Порт) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к государственному унитарному предприятию "Калининградская железная дорога" (далее - ГУП "Калининградская железная дорога") о признании недействительным в силу ничтожности параграфа 10 пункта "а" договора от 29.03.99 N 101, связанного с эксплуатацией железнодорожного пути Порта при станции Калининград-сортировочная Калининградской железной дороги.
Решением от 16.08.2001 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.10.2001 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить состоявшиеся судебные акты и отказать в иске на том основании, что судебные акты приняты с нарушением норм процессуального и материального права и выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Порт просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель ГУП "Калининградская железная дорога" поддержал доводы жалобы. Представитель ЗАО "Морской торговый порт Калининград" с жалобой не согласился и просил оставить в силе решение и постановление апелляционной инстанции.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции считает, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключен договор, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути Порта при станции Калининград-сортировочная Калининградской железной дороги от 29.03.99 N 101. Предметом данного договора является эксплуатация принадлежащего Порту подъездного пути, примыкающего к станции Калининград-сортировочная Калининградской железной дороги через стрелку N 40 и обслуживаемого локомотивом железной дороги.
Согласно параграфу 2 договора расстояние для взыскания платы за подачу и уборку вагонов принимается равным 3,83 км в оба конца.
Параграфом 10 пункта "а" договора предусмотрено, что Порт уплачивает ГУП "Калининградская железная дорога" сбор за подачу и уборку вагонов (раздел Б Прейскуранта 10-01) по среднесуточному количеству поданных и убранных вагонов по группе 9: за 3,1 км по таблице N 10 и за 0,73 км по таблице N 11.
Согласно статье 7 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации порядок исчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами и сборов утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.98 N 1029 Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте своим решением от 25.12.98 N 45/1-ж/д (пункт 4) утвердила раздел Б "Сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов" Прейскуранта 10-01 "Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки".
Согласно пункту 34.1 раздела Б Прейскуранта 10-01 сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается: по ставкам таблицы N 10 (в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов) или по ставкам таблицы N 12 (за каждый выход локомотива), если железнодорожный путь не принадлежит железным дорогам; по ставкам таблицы N 11 (в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов) или по ставкам таблицы N 13 (за каждый выход локомотива и время пользования подъездным путем), если железнодорожный подъездной путь принадлежит железным дорогам.
Поскольку из договора от 29.03.99 N 101 следует, что его предметом является эксплуатация подъездного пути, принадлежащего Порту, то включение в условия договора оплаты Портом ГУП "Калининградская железная дорога" сбора за подачу и уборку вагонов за 0,73 км по таблице N 11 противоречит вышеназванному закону и нормативному акту, а следовательно, данный пункт договора является ничтожным.
Как правильно указано в постановлении апелляционной инстанции, ГУП "Калининградская железная дорога" в нарушение статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказало, что часть подъездного пути, по которому производятся подача и уборка вагонов, принадлежит ему, а не Порту.
При таких обстоятельствах выводы суда следует признать соответствующими материалам дела. При принятии обжалуемых судебных актов нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 16.08.2001 и постановление апелляционной инстанции от 17.10.2001 Арбитражного суда Калининградской области по делу N 3922 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Калининградская железная дорога" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 декабря 2001 г. N 3922
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника