Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 апреля 2003 г. N А56-28165/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Коняевой Е.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от администрации муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" Крупенькиной В.В. (доверенность от 23.09.2002),
рассмотрев 27.03.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" на решение от 02.12.2002 (судья Иванилова О.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 28.01.2003 (судьи Маркин С.Ф., Тарасюк И.М., Копылова Л.С.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-28165/02,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эвита" (далее - ООО "Эвита") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Всеволожского района Ленинградской области (далее - КЗРиЗУ) и администрации муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" (далее - администрация МО "Всеволожский район Ленинградской области") об обязании КЗРиЗУ осуществить кадастровый учет земельного участка площадью 347 кв.м, на котором находится принадлежащее истцу на праве собственности недвижимое имущество - здание склада масел, расположенное по адресу: Ленинградская область, город Всеволожск, Колтушское шоссе, 6 км, АЗС N 79, а администрацию - заключить договор купли-продажи указанного земельного участка на условиях проекта договора, представленного истцом.
До принятия судебного акта в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец при рассмотрении дела отказался от исковых требований в части обязания КЗРиЗУ произвести кадастровый учет спорного земельного участка.
Решением суда от 02.12.2002 между администрацией МО "Всеволожский район Ленинградской области" и ООО "Эвита" заключен договор купли-продажи земельного участка общей площадью 347 кв.м, кадастровый номер 47:07:13-02-077:0003, расположенного по адресу: Ленинградская область, город Всеволожск, Колтушское шоссе, 6 км, на условиях согласованного сторонами в судебном заседании проекта договора. При этом пункты 1.2, 5.8, 7.3, 3.2.1, 5.4 суд принял в редакции ответчика, предложенной в письме от 04.11.2002 N 1275, установив цену спорного участка в размере 8 744,40 руб. В отношении КЗРиЗУ производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.01.2003 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация МО "Всеволожский район Ленинградской области" просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить в части определения выкупной цены земельного участка. По мнению подателя жалобы, суд неправомерно при расчете стоимости земельного участка применил среднюю ставку земельного налога по Всеволожскому району на 2001 год вместо 2002 года.
В судебном заседании представитель администрации МО "Всеволожский район Ленинградской области" поддержал доводы жалобы.
ООО "Эвита" и КЗРиЗУ о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Эвита" принадлежит на праве собственности объект недвижимости - кирпичное здание склада масел (литера Б), расположенное по адресу: Ленинградская область, город Всеволожск, Колтушское шоссе, 6 км, АЗС N 79, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации прав и сделок с недвижимостью на территории Ленинградской области от 24.09.99 серия ЛО-004 N 65638.
Истец как собственник строения на основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации считает, что он имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположено названное имущество. В связи с этим и в соответствии с пунктом 5 названной нормы кодекса ООО "Эвита" обратилось в администрацию МО "Всеволожский район Ленинградской области" с заявлением от 06.11.2001 о приобретении права собственности на спорный земельный участок.
Поскольку в нарушение пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации администрация МО "Всеволожский район Ленинградской области" в двухнедельный срок не подготовила проект договора купли-продажи земельного участка и не направила его истцу, ООО "Эвита" направило в адрес администрации МО "Всеволожский район Ленинградской области" претензию и проект договора купли-продажи земельного участка.
Поскольку указанный проект договора, рассмотренный администрацией МО "Всеволожский район Ленинградской области" 07.12.2001, не был ею акцептован, ООО "Эвита" на основании пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка, судебные инстанции исходили из того, что продавцом по договору выступает администрация МО "Всеволожский район Ленинградской области".
Между тем статьей 29, пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о продаже земельного участка принимает и подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка осуществляет исполнительный орган государственной власти, обладающий правом предоставления соответствующего земельного участка.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не установлено иное.
Согласно же пункту 14 статьи 43 Закона о приватизации, вступившего в силу с 26.04.2002, до разграничения государственной собственности на землю решение о приватизации земельных участков, не отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации, принимают:
- органы, принявшие решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости;
- органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации, - в отношении земельных участков, на которых находятся иные объекты недвижимости.
Указанные обстоятельства не были предметом исследования суда, поэтому кассационная инстанция считает, что решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении суду следует проверить, является ли администрация МО "Всеволожский район Ленинградской области" тем лицом, для которого в соответствии со статьями 36, 29 Земельного кодекса Российской Федерации заключение договора обязательно, и в зависимости от установленного разрешить спор, а также распределить судебные расходы по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 02.12.2002 и постановление апелляционной инстанции от 28.01.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-28165/02 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Е.В. Коняева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 апреля 2003 г. N А56-28165/02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника