Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 сентября 2004 г. N А26-3823/04-211
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Кирейковой Г.Г., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 29.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.06.2004 по делу N А26-3823/04-211 (судья Подкопаев А.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Кондопога" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Республики Карелия (далее - ИМНС, инспекция) от 19.03.2004 N 32 в части отказа обществу в возмещении из бюджета 157 340 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за ноябрь 2003 года.
Решением суда от 01.06.2004 заявленные обществом требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, общество неправомерно предъявило к возмещению из бюджета 157 340 руб. НДС за ноябрь 2003 года, поскольку в нарушение подпункта 3 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) представленная обществом счет-фактура от 01.09.2003 N 9/2 не содержит адреса грузоотправителя, а в счетах-фактурах от 21.11.2003 N ОВ0063 и от 19.05.2003 N 000062 в нарушение подпункта 2 пункта 5 названной статьи Кодекса не указан идентификационный номер (далее - ИНН) покупателя. Следовательно, названные счета - фактуры, составленные с нарушением пункта 5 статьи 169 НК РФ не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Налоговый орган также считает, что суд необоснованно указал на нарушение инспекцией положений статьи 88 НК РФ, поскольку порядок проверки документов, представленных налогоплательщиком в подтверждение права применения налоговой ставки 0%, установлен статьей 176 НК РФ, которая в отличие от статьи 88 НК РФ, не предусматривает возможности исправления выявленных в ходе проверки ошибок.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество представило в налоговый орган декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за ноябрь 2003 года, предъявив к возмещению из бюджета 96 614 697 руб. НДС, составляющих сумму налоговых вычетов.
Инспекция направила обществу требования от 03.03.2004 N 06-33/2175 и от 04.03.2004 N 06-33/2177 о представлении в соответствии со статьями 31, 88 и 93 НК РФ в срок до 10.03.2004 счетов-фактур и книги покупок за ноябрь 2003 года для подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты НДС по ставке 0% за указанный период.
При этом в требовании от 04.03.2004 N 06-33/2177 ИМНС уведомила налогоплательщика о том, что представленные им счета-фактуры от 01.09.2003 N 9/2 (поставщик - общество с ограниченной ответственностью "АБМ-Трейд"), от 21.11.2003 N ОВ0063 (поставщик - открытое акционерное общество "Паданы") и от 19.05.2003 N 000062 (поставщик - открытое акционерное общество "БК Инвест") составлены с нарушением требований подпунктов 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ, а исправления в данные счета - фактуры внесены с нарушением порядка, предусмотренного пунктом 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила ведения счетов - фактур).
По результатам камеральной проверки представленной обществом декларации по НДС за ноябрь 2003 года, а также документов, предусмотренных статьями 165 и 169 НК РФ, инспекция вынесла решение от 19.03.2004 N 32 о возмещении обществу из бюджета 96 457 357 руб. НДС и об отказе в возмещении 157 340 руб. НДС, которое одновременно с мотивированным заключением от 22.03.2004 N 06-33/3000 направила заявителю.
Основанием для отказа обществу в возмещении из бюджета 157 340 руб. НДС послужило несоблюдение налогоплательщиком положений пункта 5 статьи 169 НК РФ, поскольку в счете-фактуре от 01.09.2003 N 9/2 отсутствовал адрес грузоотправителя; в том же счете-фактуре, а также в счете-фактуре от 21.11.2003 N ОВ00663 исправления в реквизиты "грузополучатель и его адрес" внесены с нарушением порядка, предусмотренного пунктом 29 Правил ведения счетов-фактур; в счете-фактуре от 19.05.2003 N 000062 отсутствовал ИНН покупателя.
Общество не согласилось с решением ИМНС 19.03.2004 N 32 в части отказа в возмещении 157 340 руб. НДС и обжаловало его в арбитражный суд.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы ИМНС, считает, что суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение инспекции в данной части недействительным, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также и порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ.
Согласно пункту 4 данной статьи суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.
Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, для реализации права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога.
В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении сумм НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Следовательно, право налогоплательщика на возмещение НДС в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0% обусловлено фактами уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся при представлении в налоговые органы соответствующих документов, перечень которых приведен в статье 165 НК РФ, и на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ.
Порядок подтверждения права на возмещение НДС при налогообложении по налоговой ставке 0%, предусмотренный пунктом 1 статьи 165 НК РФ, обществом соблюден, требуемые документы представлены в полном объеме. Данное обстоятельство инспекция не оспаривает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
Требования к оформлению счетов-фактур содержатся в статье 169 НК РФ. Так подпунктами 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ установлено, что в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес, ИНН налогоплательщика и покупателя, а также наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Вместе с тем инспекция не учла, что абзацем 3 статьи 88 НК РФ предусмотрено, что если в ходе камеральной проверки налоговым органом выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
Довод жалобы инспекции о том, что положения статьи 88 НК РФ не применимы при проведении проверки обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций, следует признать несостоятельными.
В соответствии со статьей 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Проведение иных форм налоговых проверки, кроме камеральных и выездных Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Таким образом, проверка налоговым органом в течение трех месяцев в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ отдельной декларации налогоплательщика по ставке 0% и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, на предмет обоснованности применения им указанной налоговой ставки по НДС и налоговых вычетов также носит характер камеральной проверки.
Как видно из материалов дела, инспекция не представила доказательства, подтверждающие соблюдение ею в ходе проведения проверки обоснованности применения обществом налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС за ноябрь 2003 года требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 88 НК РФ.
Так ИМНС, сообщив налогоплательщику о выявленных в ходе проведения проверки фактах несоответствия представленных обществом счетов-фактур положениям подпунктов 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ, не обратилась к обществу с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При этом следует иметь в виду, что положения пункта 2 статьи 169 НК РФ не исключают право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение налога на добавленную стоимость после устранения нарушений, допущенных поставщиками при составлении и выставлении счетов-фактур на приобретенные покупателем товары (работы, услуги).
В данном случае, налоговый орган, направив обществу решение о частичном отказе в возмещении НДС, по существу лишил налогоплательщика возможности внести соответствующие исправления в документы, служащие основанием для применения налоговых вычетов по НДС за ноябрь 2003 года, в рамках камеральной налоговой проверки.
Как видно из материалов дела, общество предприняло действия, необходимые для приведения счетов-фактур в соответствие с требованиями статьи 169 НК РФ, и представило надлежащим образом оформленные поставщиками счета-фактуры (листы дела 29-31).
Оплату обществом данных счетов-фактур в ноябре 2003 года инспекция не оспаривает.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы налогового органа.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.06.2004 по делу N А26-3823/04-211 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 сентября 2004 г. N А26-3823/04-211
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника