Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 сентября 2004 г. N А56-4278/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Абакумовой И.Д. и Кочеровой Л.И., при участии от закрытого акционерного общества "Файбер Концепт" Головастикова Г.Г. (доверенность от 05.01.2004 N 4), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу Ермолаева П.С. (доверенность от 02.08.2004 N 03-05-03/1929),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу на решение от 22.03.2004 (судья Ермишкина Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 21.05.2004 (судьи Слобожанина В.Б., Бойко А.Е., Кадулин А.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-4278/04,
установил:
Закрытое акционерное общество "Файбер Концепт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 17.10.2003 N 12-11/0611 об отказе в возмещении из бюджета 724 336 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за июнь 2003 года по экспортным операциям и об обязании налоговой инспекции возместить названную сумму из бюджета путем ее возврата на расчетный счет Общества.
Решением суда от 22.03.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2004, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и заявление Общества отклонить, ссылаясь на нарушение норм материального права. По мнению подателя жалобы, Общество не подтвердило в установленном порядке обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов. Представленное Обществом дополнение от 24.12.1999 N 1 к экспортному контракту от 24.12.1999 N F-1/99 не содержит отметки банка о принятии на расчетное обслуживание; выписки банка не подтверждают поступление выручки от иностранного лица-покупателя товара; на представленных Обществом грузовых таможенных декларациях N 10221020/070403/0005667, N 10221020/170403/0006372 и N 10221020/190603/0009941, а также товаросопроводительных документах, отсутствуют необходимые отметки таможенного органа.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, во исполнение контракта от 05.04.99 N F-1/99, заключенного ЗАО "Файбер Концепт" с компанией "I.T. Concepts Inc." (США), и дополнений к нему. Общество осуществило поставку на экспорт волоконно-оптической продукции.
В представленной в налоговую инспекцию декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за июнь 2003 года экспортер указал выручку от реализации продукции на экспорт, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, и предъявил к возмещению из бюджета 724 336 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при экспортных поставках.
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов Общество представило в налоговую инспекцию документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В поданном в налоговый орган заявлении от 18.07.2003 N Б-029 Общество просило возместить 724 336 руб. налога на добавленную стоимость из бюджета путем возврата на его расчетный счет.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленных декларации и документов, по результатам которой составила мотивированное заключение от 17.10.2003 и приняла решение от 17.10.2003 N 12-11/0611 об отказе Обществу в возмещении всей заявленной к возмещению суммы. Решение налогового органа обосновано невыполнением Обществом требований пункта 1 статьи 165 НК РФ: дополнение от 24.12.1999 N 1 к контракту от 24.12.1999 N F-1/99 не содержит отметки банка о том, что контракт принят на расчетное обслуживание, как это предусмотрено Инструкцией Центрального банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 13.10.99 N 86-И, N 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров". Представленные Обществом выписки банка не подтверждают поступление выручки от иностранного лица - покупателя, поскольку из выписок следует, что денежные средства на расчетный счет Общества поступили со счета, номер которого начинается с цифр "30302", а в соответствии с Положением Банка России "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" от 05.12.2002 N 205-П этот счет служит для "расчетов между филиалами банков, расположенных на территории Российской Федерации".
Считая решение налогового органа от 17.10.2003 N 12-11/0611 незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного решения недействительным и об обязании налоговой инспекции возместить Обществу 724 336 руб. налога на добавленную стоимость за июнь 2003 года путем возврата на расчетный счет налогоплательщика.
Удовлетворяя требования Общества, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктом 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названным нормам для подтверждения права на возмещение сумм НДС путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов и вместе с ней предусмотренные статьей 165 НК РФ документы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, перечисленных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, в налоговые органы представляются следующие документы:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;
- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;
- грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа (пограничного таможенного органа), в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество в подтверждение обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов представило в налоговый орган все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ.
Основания, приведенные в решении налогового органа в подтверждение правомерности отказа налогоплательщику в применении налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, правомерно, по мнению кассационной инстанции, признаны судами не основанным на нормах действующего налогового законодательства.
Нормы главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе ее статьи 165 НК РФ, не содержат для целей применения льготной налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость требование о наличии на представляемых в налоговый орган контрактах и дополнениях к ним отметки банка о приеме контакта на расчетное обслуживание.
Как следует из пункта 1 статьи 56 НК РФ, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам определяются нормами законодательства о налогах и сборах. Налоговая ставка 0 процентов относится к числу льгот по налогу на добавленную стоимость.
Инструкция Центрального банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 13.10.99 N 86-И, N 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров", на которую ссылается налоговая инспекция, не регулирует порядок и условия применения льготы по налогу на добавленную стоимость - налоговой ставки 0 процентов, равно как и порядок возмещения налогоплательщику налога на добавленную стоимость при осуществлении экспортных операций. Не относится этот нормативный акт и к актам законодательства о налогах и сборах, что следует из положений статьи 1 НК РФ.
Все представленные Обществом грузовые таможенные декларации, в том числе N 10221020/070403/0005667, N 10221020/170403/0006372 и N 10221020/190603/0009941 имеют необходимые отметки Пулковской таможни "Выпуск разрешен" и "Товар вывезен полностью", что отражено в мотивированном заключении от 17.10.2003 N 12-12/0611 и оспариваемом решении налоговой инспекции от 17.10.2003 N 12-11/061.
Фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товара по контракту от 24.12.1999 N F-1/99 подтверждается выписками банка, свифт-сообщениями, в которых имеются ссылки на указанный контракт, извещениями Адмиралтейского филиала открытого акционерного общества "Промышленно-строительный банк" от 18.06.2003 и от 06.06.2003 (л.д. 32, 34), а также письмом Адмиралтейского филиала открытого акционерного общества "Промышленно-строительный банк" от 23.01.2004 N 28 (л.д. 39).
Кассационная инстанция считает несостоятельной ссылку налогового органа на отсутствие оснований считать поступившей выручку от иностранного покупателя на счет экспортера в случае, когда денежные средства зачислены на расчетный счет российского налогоплательщика со счета, номер которого начинается с цифр 30302... и который служит для расчетов между филиалами банков, расположенных на территории Российской Федерации. Документы банка, имеющиеся в деле, подтверждают правомерность и обоснованность применения названного счета, в том числе и при перечислении денежных средств иностранными юридическими лицами в качестве оплаты приобретенных у российских организаций и вывезенных за пределы таможенной территории Российской Федерации (экспортированных) товаров. Подпункт 2 пункта 1 статьей 165 НК РФ не запрещает филиалам банков участвовать в расчетах между экспортером товара и иностранным покупателем.
Довод налоговой инспекции об отсутствии не некоторых из представленных Обществом международных авиационных накладных необходимых отметок Пулковской таможни не подтверждается материалами дела. Более того, в мотивированном заключении от 17.10.2003 N 12-12/0611 и оспариваемом решении 17.10.2003 N 12-11/061 налоговая инспекция указала, что представленные Обществом товаросопроводительные документы отвечают требованиям, установленным подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
Представление налогоплательщиком копий документов, составленных на иностранном языке, не может являться основанием для отказа в праве применить налоговую ставку 0 процентов и налоговые вычеты. Налоговый орган при необходимости вправе запросить у налогоплательщика в порядке, установленном статьей 88 НК РФ, перевод таких документов либо воспользоваться правом, предоставленным пунктами 1 и 3 статьи 97 НК РФ, привлечь для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе переводчика.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали недействительным решение налогового органа от 17.10.2003 N 12-11/061 об отказе Обществу в возмещении из бюджета 724 336 руб. налога на добавленную стоимость по декларации по налоговой ставке 0 процентов за июнь 2003 года и возложили на налоговую инспекцию обязанность возместить Обществу указанную сумму налога путем возврата на расчетный счет заявителя.
Кассационная инстанция не находит правовых оснований удовлетворения жалобы налогового органа и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 22.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 21.05.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-4278/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 сентября 2004 г. N А56-4278/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника