Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 октября 2004 г. N А56-11477/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Кирейковой Г.Г., Пастуховой М.В.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга главного специалиста юридического отдела Макаренкова Д.В. (доверенность от 06.04.2004 N 18/7165),
рассмотрев 06.10.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга на решение от 13.04.2004 (судья Жбанов В.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 08.07.2004 (судьи Маркин С.Ф., Дроздов А.Г., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-11477/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ДАН" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС, инспекция) от 19.12.2003 N 02/39 и обязании налогового органа возвратить обществу из бюджета 4 501 273 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за август 2003 года.
Решением суда от 13.04.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.07.2004, заявленные требования общества удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, поскольку право собственности на товар от продавца к покупателю перешло на территории Российской Федерации, что подтверждается условием поставки FAS - Санкт-Петербург (ООО "ПетроЛесПорт) Российская Федерация, то заявитель осуществил не экспорт товара, а лишь его таможенное оформление, что подпадает под оказание услуг, работ. Инспекция также указывает, что общество в нарушение подпункта 1 пункта 1 и пункта 10 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не представило в налоговый орган приложения к экспортным контрактам, в которых указаны цена товара, его спецификация и дата отправки, что не позволяет инспекции идентифицировать товар, указанный в грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) и контрактах.
Кроме того, по мнению ИМНС, ряд представленных обществом счетов-фактур составлен с нарушением требований подпунктов 3, 5, 6, 7 пункта 5 статьи 169 НК РФ. При этом исправленные счета-фактуры общество представило после вынесения оспариваемого решения об отказе в возмещении НДС.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество 22.09.2003 представило в инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за август 2003 года, в которой заявило к возмещению из бюджета 4 501 273 руб. НДС, уплаченных при осуществлении экспортных операций, а также документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, и 02.10.2003 обратилось в налоговый орган с заявлением о возмещении из бюджета названной суммы налога.
Инспекция, провела камеральную проверку указанной декларации и документов, по результатам которой приняла решение от 19.12.2003 N 02/239 об отказе обществу в возмещении из бюджета суммы НДС за август 2003 года в связи с нарушением заявителем положений пункта 1 статьи 146 и пункта 5 статьи 169 НК РФ.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что суд первой и апелляционной инстанций законно и обоснованно признал оспариваемое решение налогового органа недействительным и обязал инспекцию возвратить обществу из бюджета 4 501 273 руб. НДС за август 2003 года.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ.
Согласно пункту 4 данной статьи Кодекса суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 164 кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.
Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком названной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, которые в силу пункта 1 этой статьи Кодекса подтверждают его право на применение налоговой ставки 0% и налоговых вычетов.
В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении сумм НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом согласно пункту 2 статье 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Таким образом, право налогоплательщика на возмещение НДС в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0% обусловлено фактами уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и реального экспорта этих товаров, которые подтверждаются документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.
В данном случае суд установил и материалами дела подтверждается, что общество представило полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, в подтверждение факта экспорта товаров, а также применения налоговых вычетов.
Суд кассационной инстанции считает неправомерным довод инспекции об отсутствии у общества оснований для применения ставки 0%, поскольку реализация товара по экспортным контрактам, заключенным обществом с фирмой "Дуферко СА", Швейцария, осуществлена на условиях поставки FAS (Инкотермс 2000), то есть на территории Российской Федерации.
Согласно части 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, для применения налогоплательщиком ставки 0% имеет правовое значение факт вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта.
В данном случае вывоз обществом товаров в таможенном режиме экспорта подтвержден имеющимися в материалах дела ГТД с соответствующими отметками таможенных органов и иными документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.
Поставка товаров на условиях FAS по международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" означает только то, что продавец выполнит свои обязательства по доставке после того, как разместит товар, прошедший таможенную очистку, вдоль борта судна на причале. При этом условия поставки применительно к Инкотермс имеют значение только для определения момента перехода к покупателю рисков, связанных с товаром, но не для целей налогообложения.
Не может быть признан обоснованным довод жалобы инспекции об отсутствии приложений и дополнений к экспортным контрактам, поскольку он также не подтверждается материалами дела.
Кассационная инстанция считает несостоятельной и ссылку инспекции на несоответствие представленных обществом счетов-фактур положениям пункта 5 статьи 169 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 3 статьи 172 НК РФ установлены особенности применения вычетов сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, которые производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, перечень которых приведен в статье 165 НК РФ, и на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ.
Таким образом, в силу названных норм права налогоплательщик должен представить в налоговый орган в подтверждение своего права на применение налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении им товаров (работ, услуг), документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога, а также документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
Вместе с тем налоговый орган в силу статей 31 и 88 НК РФ при выявлении в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, обязан сообщить об этом налогоплательщику с требованием о внесении соответствующих исправлений в установленный срок.
В данном случае ИМНС не известила общество о выявленных ошибках в заполнении поставщиками счетов-фактур, лишив тем самым налогоплательщика возможности внести в них соответствующие исправления до принятия налоговым органом решения по результатам камеральной налоговой проверки.
Судебные инстанции установили и материалами дела подтверждается, что общество в дальнейшем представило исправленные поставщиками товаров (работ, услуг) счета-фактуры, которые полностью соответствуют тем требованиям, которые предъявляются к данным документам пунктом 5 статьи 169 НК РФ.
Факты оплаты обществом данных счетов-фактур инспекцией не оспариваются.
При таких обстоятельствах судебные инстанции законно и обоснованно признали решение инспекции от 19.12.2003 N 02/239 недействительным и обязали налоговый орган возместить обществу из бюджета 4 501 273 руб. НДС в порядке, установленном статьей 176 НК РФ.
Поскольку дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 13.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 08.07.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-11477/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 октября 2004 г. N А56-11477/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника