Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 октября 2004 г. N А56-45498/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Блиновой Л.В. и Бухарцева С.Н.,
при участии в судебном заседании представителей Государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Введенского А.Е. (доверенность от 02.04.04 N 00-13/01-2816) и Харченко Г.Г. (доверенность от 30.09.04 N 01-24/01-8533),
рассмотрев 05.10.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 16.02.04 (судья Бурматова Г.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 09.07.04 (судьи Звонарева Ю.Н., Слобожанина В.Б., Шульга Л.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-45498/03,
установил:
Государственное учреждение - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение фонда) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Экологический чистый торф" (далее - общество) 1 000 руб. штрафа, предусмотренного статьей 20 Федерального закона от 08.02.03 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" (далее - Закон N 25-ФЗ) за непредставление расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за первое полугодие 2003 года.
Решением суда от 16.02.04 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.07.04 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе отделение фонда просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Податель жалобы считает, что к отношениям по обязательному социальному страхованию не могут применяться положения Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель отделения фонда поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, отделением фонда проведена камеральная проверка своевременности представления обществом расчетной ведомости по средствам социального страхования. В ходе проверки установлено, что ответчик не представил в установленный законом срок расчетную ведомость за первое полугодие 2003 года. На основании результатов проверки отделением фонда принято решение от 29.08.03 N 815, которым общество привлечено к ответственности в виде взыскания 1 000 руб. штрафа, предусмотренного статьей 20 Закона N 25-ФЗ и пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ). Поскольку в установленный срок требование об уплате штрафа обществом не исполнено, отделение фонда обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 20 Закона N 25-ФЗ страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в исполнительные органы Фонда по месту своей регистрации отчетность по форме, установленной Фондом. Нарушение установленного срока представления или непредставление страхователями установленной отчетности влечет взыскание штрафа в размере 1 000 руб.
В соответствии со статьей 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и исполняют обязанности налоговых органов, предусмотренные Кодексом. При этом должностные лица органов государственных внебюджетных фондов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 названного Кодекса.
Согласно статье 8 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" взыскание штрафов осуществляется исполнительными органами фонда в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации для применения мер ответственности за налоговые правонарушения. Статьей 8 Закона N 25-ФЗ действие частей первой, второй и четвертой статьи 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" продлено на 2003 год. Таким образом, взыскание штрафов осуществляется исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации для применения мер ответственности за налоговые правонарушения.
Как следует из пункта 1 статьи 10 и пункта 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям, предусмотренным главой 16 Кодекса, и в порядке, установленном главами 14 и 15 Кодекса, а налоговый орган обязан соблюдать этот порядок при осуществлении производства по делу о налоговом правонарушении.
Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности, который отделение фонда обязано соблюдать при выявлении им правонарушения в ходе осуществления налогового контроля в любой предусмотренной статьей 82 Кодекса форме. Вместе с тем согласно подпунктам 7 и 9 пункта 1 статьи 21 и подпункту 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган (в данном случае - отделение фонда) обязан направить налогоплательщику (обществу) копию акта проверки, а последний вправе представить пояснения либо возражения по акту проведенной проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган (отделение фонда) извещает налогоплательщика (общество) заблаговременно, причем независимо от представления или непредставления налогоплательщиком (обществом) возражений по акту проверки. Только если, несмотря на извещение, налогоплательщик не явился, материалы проверки, включая представленные им возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
Из материалов дела следует, что решение отделения фонда о привлечении общества к ответственности за несвоевременное представление расчетной ведомости по средствам социального страхования вынесено без извещения общества о месте и времени рассмотрения материалов проверки о выявленном правонарушении, что, по мнению суда, в данном случае лишило ответчика возможности реализовать свои права, предусмотренные статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, отделением фонда нарушен установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок производства по делу о налоговом правонарушении, что в данном случае в силу пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации влечет незаконность решения страхователя о привлечении общества к ответственности, а, следовательно, и отсутствие оснований для взыскания с общества штрафа.
Поскольку дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 16.02.04 и постановление апелляционной инстанции от 09.07.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-45498/0 З оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
С.Н. Бухарцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 октября 2004 г. N А56-45498/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника