Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 июля 2001 г. N А42-5082/00-22-475/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Петренко А.Д., Шевченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Оленегорску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.04.2001 по делу N А42-5082/00-22-475/01 (судья Спичак Т.Н.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Оленегорску (далее - Инспекция МНС) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 15 "Золотая рыбка" (далее - детский сад) о взыскании с ответчика на основании пункта 1 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) 5000 рублей штрафа за нарушение срока постановки на налоговый учет. В качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена Администрация города Оленегорска.
Решением суда от 16.04.2001 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция МНС просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и необоснованность судебного акта.
Администрация города Оленегорска в отзыве указала на необоснованность кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассмотрена без участия лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела.
Проверив законность решения, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Согласно пункту 1 статьи 83 НК РФ (в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ) в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
За нарушение срока постановки на учет в налоговом органе статьей 116 НК РФ предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в размере, который зависит от количества дней просрочки.
Пунктом 3 статьи 84 НК РФ установлено, что об изменениях в уставных и других учредительных документах, организации обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в 10 дневный срок с момента такого изменения. Ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы таких сведений влечет взыскание штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Статьей 117 НК РФ определена также самостоятельная ответственность налогоплательщика за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе.
До вступления в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогоплательщика встать на налоговый учет и порядок постановки на налоговый учет были предусмотрены в Инструкции о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной приказом Госналогслужбы Российской Федерации от 13.06.96 N ВА-3-12/49, зарегистрированной в Минюсте Российской Федерации 11.07.96 за N 1121 (далее - Инструкция). Вместе с тем ответственность налогоплательщика за непостановку на налоговый учет, а также ведение деятельности без постановки на налоговый учет законодательно не была предусмотрена.
Судом установлено, и это следует из материалов дела, что устав муниципального детского сада N 15 "Золотая рыбка", учрежденного решением управления администрации города Оленегорска от 01.04.96 N 6 в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "Об образовании", зарегистрирован постановлением администрации города Оленегорска от 19.04.96 N 156. Согласно пункту 1.5 устава детский сад является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс и печать. Специальную правоспособность как образовательное учреждение детский сад осуществлял на основании устава и лицензий (л.д. 55-59), что не оспаривается Инспекцией МНС. Согласно постановлению администрации города Оленегорска от 21.01.2000 N 27 зарегистрирована новая редакция устава ответчика, который направлен детским садом в Инспекцию МНС 17.02.2000.
Налоговая инспекция на основании протокола о налоговом правонарушении от 25.02.2000 решением от 28.02.2000 N 12-42/970 привлекла детский сад к ответственности в виде взыскания 5000 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 116 НК РФ (несвоевременная постановка на налоговый учет налогоплательщика). Вместе с тем согласно постановлению администрации города Оленегорска от 21.01.2000 N 27 (л.д. 21) была произведена регистрация новой редакции устава детского сада, а не регистрация учредительных документов вновь созданного юридического лица. В данном случае имело место нарушение налогоплательщиком установленного пунктом 3 статьи 84 НК РФ срока извещения налогового органа о внесении изменений в уставные документы (регистрация устава в новой редакции), привлечение детского сада к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 116 НК РФ, является необоснованным, поэтому суд правомерно отказал в иске. Следовательно, основания для отмены решения и удовлетворения жалобы у кассационной инстанции отсутствуют.
Доводы Инспекции МНС о том, что детский сад постановлением администрации города Оленегорска от 19.04.96 N 156 был зарегистрирован без права открытия самостоятельного расчетного счета, что, по мнению налогового органа, лишало его статуса юридического лица, обоснованно отклонены судом первой инстанции. Согласно статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Поэтому наличие либо отсутствие у организации своего расчетного (текущего) счета само по себе не лишает организацию статуса юридического лица. Более того, как указала администрация города Оленегорска в отзывах на иск и на кассационную жалобу, расчеты таких образовательных учреждений осуществлялись с помощью услуг централизованной бухгалтерии при Управлении образования администрации с единого расчетного счета.
Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.04.2001 по делу N А42-5082/00-22-475/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Оленегорску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А.Зубарева |
А.В.Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июля 2001 г. N А42-5082/00-22-475/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника