Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 октября 2004 г. N А56-3320/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А.,
судей Никитушкиной Л.Л., Дмитриева В.В.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области Савосина А.В. (доверенность от 17.03.2004 N 07-06/3364),
рассмотрев 12 октября 2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области на решение от 26.03.2004 (судья Лопато И.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 16.07.2004 (судьи Бойко А.Е, Дроздов А.Г., Копылова Л.С.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3320/04,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" (далее - Общество) 100 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение срока представления налоговой декларации по налогу (сбору) на уборку территории за май 2003 года.
Решением от 26.03.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.07.2004, суд отказал налоговой инспекции в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском шестимесячного срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций, предусмотренного пунктом 1 статьи 115 НК РФ.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность оспариваемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 11.06.2003 представило в налоговую инспекцию расчет по сбору на уборку территорий за май 2003 по сроку представления 20.06.2003.
Письмом от 23.06.2003 налоговая инспекция сообщила Обществу, что расчет налога на уборку территорий за май 2003 года представлен им на бланке неустановленной формы, и предложила налогоплательщику представить данный расчет по форме, предусмотренной Положением о сборе за уборку территорий населенных пунктов муниципального образования "Киришский район", утвержденного Решением муниципального образования "Киришский район" Ленинградской области от 27.02.2003 N 32/21.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 27.02.2003 N 32/21" следует читать "от 27.02.2003 N 32/217"
Расчет на бланке новой формы был представлен налогоплательщиком 03.07.2003.
Налоговая инспекция направила в адрес налогоплательщика письмо от 24.07.2003 N 14-08/8456, в котором сообщила о возбуждении в отношении Общества производства о налоговом правонарушении, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 119 НК РФ и предложила в двухнедельный представить свои пояснения и возражения.
Возражения представленные налогоплательщиком 14.08.2003 не были рассмотрены и оценены налоговым органом при принятии решения.
За нарушение срока представления декларации (расчета) налога (сбора) на уборку территории за май 2003 года решением от 14.08.2003 N 14-164 Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ.
Требованием налогового органа от 26.11.2003 N 461 налогоплательщику было предложено уплатить штраф в срок до 30.08.2003. В связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке, налоговая инспекция обратилась с заявлением о взыскании с Общества налоговой санкции в арбитражный суд.
Отказывая заявителю во взыскании санкций, суд правомерно исходил из следующего.
Положением о сборе за уборку территории населенных пунктов муниципального образования "Киришский район", утвержденным Решением муниципального образования "Киришский район" Ленинградской области от 27.02.2003 N 32/217 установлен срок представления вышеуказанного расчета по установленной форме - ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в предусмотренный законодательством о налогах и сборах срок по установленной форме в налоговый орган по месту учета налоговой декларации (расчета) является правонарушением и влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
Факт совершения Обществом налогового правонарушения (несвоевременное представления декларации (расчета) налога (сбора) на уборку территории за май 2003 года) установлен судом.
Сумма сбора, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет согласно декларации за май 2003 года, составила 22 055 руб., следовательно, предусмотренные пунктом 1 статьи 119 НК РФ штрафные санкции в размере 1103 руб. начислены налоговым органом правомерно. Опечатка в части размера штрафа, допущенная в заявлении налогового органа не повлияла на правомерность вынесенных по делу судебных актов.
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Как указано в пункте 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, следовательно, установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ, срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления. Как указано в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Судом установлено, что моментом обнаружения спорного правонарушения, с которого у налоговых органов возникает право обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции, предусмотренной статьей 119 НК РФ, следует считать 23.06.2003 - день направления налоговым органом в адрес Общества письма о необходимости представить налоговую декларацию по установленной форме.
В данном случае, при сроке представления декларации (расчета) сбора на уборку территории за май 2003 года - 20.06.2003, налоговая инспекция 23.06.2003 уже располагала сведениями о том, что Обществом не представлена декларация по сбору на уборку территорий населенных пунктов по установленной форме.
Инспекция обратилась в суд с заявлением 30.12.2003, то есть по истечении шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 115 НК РФ.
При таких обстоятельствах, суды обеих инстанций, указав на нарушение налоговым органом шестимесячного срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций, обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований и у кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 26.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 16.07.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3320/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
В.В. Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 октября 2004 г. N А56-3320/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника