Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 октября 2004 г. N А52/1604/04/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Морозовой Н.А. и Троицкой Н.В., при участии от Администрации Гавровской волости Пыталовского района Псковского области Журавлевой Т.Ю. (доверенность от 29.09.04), Васильевой Н.К. (доверенность от 29.09.04) и Киселева А.В. (доверенность от 20.08.04),
рассмотрев 05.10.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Псковской области на решение от 31.05.04 (судья Разливанова Т.Д.) и постановление апелляционной инстанции от 15.07.04 (судьи Циттель С.Г., Леднева О.А. и Радионова И.М.) Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/1604/04/2,
установил:
Администрация Гавровской волости Пыталовского района Псковского области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Псковской области (далее - Инспекция) от 20.03.04 N 05-30/0565 в части привлечения Администрации к ответственности в виде взыскания 797 руб. штрафа на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), предложения уплатить 3987 руб. налога на доходы физических лиц и начисления 1269 руб. пеней по этому налогу.
Решением суда от 31.05.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.07.04, заявленные Администрацией требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 31.05.04 и постановление апелляционной инстанции от 15.07.04, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Податель жалобы указывает на то, что выплаты муниципальным служащим на санаторно-курортное лечение не подпадает под определение понятий "гарантии" и "компенсации", предусмотренные трудовым законодательством, а также не относятся к иным выплатам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 08.01.98 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (далее - Закон "Об основах"). По мнению налогового органа, выплаты на санаторно-курортное лечение являются частью оплаты труда муниципального служащего и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общем порядке.
В отзыве Администрация, считая доводы жалобы несостоятельными, просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представители Администрации поддержали доводы отзыва.
Законность решения от 31.05.04 и постановления апелляционной инстанции от 15.07.04 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Администрацией налогового законодательства, в том числе правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.01 по 01.01.04. В ходе проверки Инспекция установила, что налоговый агент в 2001-2002 годах не исчислял и не удерживал налог на доходы физических лиц с сумм денежных компенсаций на санаторно-курортное лечение муниципальных служащих. По результатам проверки налоговый орган составил акт от 12.03.04 и принял решение от 20.03.04 N 05-30/0565 о привлечении Администрации к налоговой ответственности в виде взыскания 797 руб. штрафа на основании статьи 123 НК РФ. Названным решением налоговому агенту предложено уплатить в бюджет 3987 руб. налога на доходы физических лиц и 1269 руб. пеней.
Администрация не согласилась с принятым Инспекцией решением и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в этой части.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования, сделали вывод о том, что денежная компенсация на санаторно-курортное лечение муниципального служащего относится к иным выплатам, установленным действующим законодательством, и в силу пункта 1 статьи 217 НК РФ не подлежит налогообложению.
Кассационная инстанция считает такой вывод судов правомерным.
В соответствии со статьей 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Согласно пункту 1 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.
В статье 7 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано на то, что местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 названного Закона лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.
Правовая регламентация муниципальной службы, в том числе требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом.
В статье 15 Закона "Об основах" перечислены гарантии для муниципального служащего. Пунктом 3 названной статьи установлено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "подпункте 4 статьи 28" следует читать "пункте 4 статьи 28"
Такая дополнительная гарантия содержится в подпункте 4 статьи 28 Закона Псковской области от 06.01.97 N 1-оз "О муниципальной службе в Псковской области" (в редакции от 24.07.2000), согласно которому муниципальный служащий имеет право на ежегодное получение денежной компенсации на санаторно-курортное лечение в размере 50% стоимости путевки в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории области. Порядок выплаты муниципальным служащим денежной компенсации на санаторно-курортное лечение определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Распоряжениями Администрации Пыталовского района Псковской области от 19.09.02 N 465-р и от 18.04.02 N 196-р определены порядок выплаты и размер этой компенсации.
Суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о том, что из приведенных норм следует, что компенсация на санаторно-курортное лечение муниципального служащего установлена законодательством субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями федерального законодательства и является иной выплатой и компенсацией, предусмотренной пунктом 1 статьи 217 НК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что решение суда от 31.05.04 и постановление апелляционной инстанции от 15.07.04 приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, а следовательно, основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 31.05.04 и постановление апелляционной инстанции от 15.07.04 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/1604/04/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 октября 2004 г. N А52/1604/04/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника