Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 марта 2001 г. N А42-6430/00-17
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Клириковой Т.В., Троицкой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.12.2000 по делу N А42-6430/00-17 (судья Сигаева Т.К.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Ренессанс ЛТД" (далее - ООО "Ренессанс ЛТД") предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации штрафа в сумме 100 руб. за несвоевременное представление в налоговую инспекцию расчета (декларации) 10-процентных отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды.
Решением суда от 08.12.2000 в удовлетворении иска отказано в связи с пропуском налоговой инспекцией срока давности взыскания налоговых санкций, предусмотренного статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и удовлетворить исковые требования, считая, что суд неправильно применил нормы материального права - статьи 88 и 115 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению истца, им не пропущен срок давности взыскания финансовых санкций, так как налоговая инспекция в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации вправе в течение трех месяцев провести камеральную проверку налогоплательщика и после ее проведения принять решение о привлечении предприятия к ответственности за совершенные им налоговые правонарушения, выявленные в результате камеральной проверки. Налоговая инспекция утверждает, что по данному делу факт совершения ответчиком налогового правонарушения был обнаружен при проведении камеральной проверки и это отмечено в решении от 11.04.2000 N 348 о привлечении ООО "Ренессанс ЛТД" к налоговой ответственности.
Истец и ответчик о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена без их участия.
Законность принятого по делу решения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, при установленном законодательством сроке представления расчета (декларации) 10-процентных отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды на 2000 год - 01.02.2000 ООО "Ренессанс ЛТД" фактически представило в налоговую инспекцию этот расчет 07.02.2000, то есть несвоевременно. Предварительную проверку расчета налоговая инспекция провела 09.02.2000, а камеральную - 11.04.2000, о чем сделаны соответствующие записи в этом расчете. В связи с допущенным налогоплательщиком нарушением срока представления декларации налоговая инспекция приняла решение от 11.04.2000 N 348 о привлечении ООО "Ренессанс ЛТД" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде 100 руб. штрафа и обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании этого штрафа.
Отказывая в иске, суд указал в решении, что налоговая инспекция правомерно привлекла ООО "Ренессанс ЛТД" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако несмотря на обоснованность требования о взыскании штрафа в размере 100 руб., иск не подлежит удовлетворению из-за пропуска налоговой инспекцией срока давности взыскания санкций, установленного статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает правомерным отказ в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском налоговой инспекцией срока давности взыскания финансовых санкций, установленного статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Как установлено судом первой инстанции, налоговое правонарушение выявлено налоговой инспекцией 09.02.2000 в ходе предварительной проверки налоговой декларации. Следовательно, суд правомерно исчислял срок давности взыскания налоговой санкции с этой даты, а поскольку истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании 100 руб. штрафа только 09.10.2000, то есть после истечения шестимесячного срока, установленного статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации, суд также правомерно отказал в удовлетворении иска.
Следует отметить, что суд при рассмотрении исков о взыскании налоговых санкций обязан независимо от заявления лиц, участвующих в деле, проверять соблюдение налоговыми органами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, что и было сделано в данном случае.
Кассационная инстанция считает ошибочным довод налоговой инспекции о необходимости проведения камеральной проверки для установления такого факта налогового правонарушения, как нарушение налогоплательщиком срока подачи налоговой декларации.
Согласно статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Из содержания вышеприведенной нормы Налогового кодекса следует, что целью проведения камеральной проверки налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, является контроль за правильностью их заполнения и полнотой отражения в декларации сведений об объектах налогообложения и суммах налогов, подлежащих уплате в бюджет.
Факты непредставления документов, сообщений, сведений, деклараций, которые должны представляться налогоплательщиками в налоговые органы в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, устанавливаются при осуществлении иных форм налогового контроля, перечисленных в статье 82 Налогового кодекса Российской Федерации, а не путем проведения камеральных проверок. Налоговые инспекции в подтверждение соблюдения ими срока давности взыскания финансовых санкций должны представлять в суд документально подтвержденные сведения о дате обнаружения правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.12.2000 по делу N А42-6430/00-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 марта 2001 г. N А42-6430/00-17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника