Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 апреля 2004 г. N А42-1459/02-13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Афанасьева С.В., Кирилловой И.И.,
рассмотрев 13.04.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Мурманской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Мурманской области от 13.01.2004 по делу N А42-1459/02-13 (судьи Кружилина С.Д., Белецкая С.В., Власов В.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" в лице Апатитского узла связи - филиала "Мурманэлектросвязь" (далее - ОАО "Северо-Западный Телеком") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Департаменту финансов Мурманской области (далее - Департамент финансов) о взыскании (с учетом изменения исковых требований) 6663 руб. 17 коп. расходов, образовавшихся в результате предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в городе Кировске Мурманской области, 50-процентной скидки за пользование телефоном и радио в декабре 1998 года во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, к участию в деле привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Комитет по социальной защите населения администрации Мурманской области, Отдел социальной защиты населения администрации города Кировска.
Решением от 11.03.2003 в удовлетворении исковых требований о взыскании 6663 руб. 17 коп. отказано. В части взыскания 891 руб. 15 коп. производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.01.2004 решение в части отказа в иске о взыскании 6663 руб. 17 коп. отменено и принят новый судебный акт, которым исковые требования ОАО "Северо-Западный Телеком" удовлетворены путем взыскания с Департамента финансов за счет его казны 6663 руб. 17 коп. убытков, судебных расходов по иску и апелляционной жалобе. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент финансов просит постановление апелляционной инстанции отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении иска отказать.
Свою позицию податель жалобы мотивирует следующим:
- согласно статье 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится установление федеральных льгот инвалидам и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов;
- федеральные органы государственной власти, установив федеральную льготу инвалидам, должны были предусмотреть в федеральном бюджете на 1998 год и целевые средства на реализацию указанного Закона, однако не сделали этого и не приостановили действие Закона;
- в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год" финансовая помощь федерального бюджета бюджету Мурманской области в виде трансфертов должна была составить 338 000 тыс. руб., фактически выделено 282 795 тыс. руб.;
- ни федеральными законами, ни законами Мурманской области не установлена обязанность Департамента финансов по компенсации затрат истцу в связи с предоставлением льгот инвалидам;
- истцом не доказаны наличие и размер убытков;
- до 2000 года Мурманской области не выделялись средства на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились.
Как следует из материалов дела, истцом в декабре 1998 года в соответствии со статьей 28 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" были предоставлены льготы инвалидам по оплате услуг связи в сумме 6663 руб. 17 коп.
ОАО "Северо-Западный Телеком", полагая, что у него образовались расходы в результате предоставления названных льгот, компенсация которых не была произведена из областного бюджета, обратилось в арбитражный суд с иском об их взыскании.
Удовлетворяя исковые требования за счет казны субъекта Российской Федерации, апелляционная инстанция полагала, что Департамент финансов не исполнил обязанности по планированию в бюджете области достаточных денежных средств на компенсацию льгот инвалидам в части оплаты услуг связи.
Этот вывод суда является недостаточно обоснованным.
Правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот, и производящими выплаты уполномоченными государством органами, относятся к публичным, поэтому установление вины в действиях (бездействии) Департамента финансов не является безусловным основанием возложения на него обязанности компенсировать истцу расходы, понесенные в связи с предоставлением льгот.
В соответствии со статьей 4 названного Федерального закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
В силу статьи 28 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Источник финансирования этой льготы Законом не определен.
Согласно статье 30 Федерального закона от 16.02.1995 N 15-ФЗ "О связи" при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с настоящим Федеральным законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В порядке Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" в 1998 году Мурманской области из федерального бюджета на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" средства не выделялись.
Анализ вышеперечисленных нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что финансирование льгот, предусмотренных федеральным законодателем, должно осуществляться за счет федерального бюджета, а в случае установления дополнительных льгот органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктами 14 и 15 статьи 5 Закона их финансирование должно осуществляться за счет средств бюджетов этих субъектов.
Поскольку выводы суда, содержащиеся в постановлении апелляционной инстанции, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам и являются недостаточно обоснованными, обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Мурманской области от 13.01.2004 по делу N А42-1459/02-13 отменить в части взыскания с Департамента финансов Мурманской области 6663 руб. 17 коп.
В иске в этой части открытому акционерному обществу "Северо-Западный Телеком" в лице Апатитского узла связи - филиала "Мурманэлектросвязь" отказать.
В остальной части постановление от 13.01.2004 оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком" в лице Апатитского узла связи филиала "Мурманэлектросвязь" в доход федерального бюджета 333 руб. 15 коп. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Г. Кириллова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 апреля 2004 г. N А42-1459/02-13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника