Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 ноября 2004 г. N А05-13291/03-з
Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чертилиной З.А.,
судей Кирилловой И.И. и Изотовой С.В.,
при участии от
рассмотрев 13.10.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 23.04.04 (судья Куницына Л.Л.) и постановление апелляционной инстанции от 12.07.04 (судьи Шашков А.Х., Бекарова Е.И., Бушева Н.М.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-13291/03-з,
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" (далее - ОАО "Телеком") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства труда и социального развития Российской Федерации (далее - Минтруда) и в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин), а также к Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент) и в лице Управления социальной защиты населения администрации Архангельской области (далее - Управление) о взыскании расходов, связанных с предоставлением согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон) отдельным категориям гражданам льгот по оплате абонентской платы за телефон с ноября по декабрь 2002 года и по оплате абонентской платы за радио с сентября по ноябрь того же года в суммах 53 503 руб. 04 коп. и 6203 руб. 61 коп. соответственно.
Решением от 23.04.04 с Минфина за счет казны Российской Федерации взыскано 49 828 руб. 55 коп. расходов. При этом суд исключил из заявленных расходов сумму налога на добавленную стоимость (НДС). В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.07.04 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить обжалуемый судебный акт и принять новое решение. По мнению подателя жалобы, Российская Федерация полностью выполнила взятые на себя обязательства по финансированию расходов, связанных с предоставление названных льгот.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Телеком" предоставило согласно Закону отдельным категориям гражданам льготы при оплате абонентской платы с ноября по декабрь 2002 года за телефон и с сентября по ноябрь того же года - за радио.
Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.
Возникновение в связи с этим у истца убытков послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Согласно статье 30 Федерального закона "О связи" предприятия связи имеют право на возмещение недополученных доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи.
В соответствии со статьей 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти.
В соответствии со статьей 28 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
В силу Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 (далее - Правила), действие которых продлено на 2001, 2002, 2003 годы, финансирование этих расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минтруда в финансовом году.
Дав надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам, суд первой и апелляционной инстанций пришел к правильному выводу об удовлетворении требования о взыскании упомянутых расходов за счет казны Российской Федерации.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Довод Минфина том, что он свои обязательства по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот, выполнил, не может быть принят судом кассационной инстанции, поскольку Минфином не представлены доказательства выделения из федерального бюджета бюджету Архангельской области субсидии на возмещение вышеуказанных расходов в достаточном размере, тогда как нецелевого использования бюджетных средств Архангельской областью выявлено не было.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что компенсации подлежат расходы на предоставление названных льгот за вычетом включенной в них суммы НДС.
Пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определены объекты налогообложения по НДС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного к ее выплате государственного органа, объектом налогообложения не является. Следовательно, суд первой и апелляционной инстанций правомерно отказал во взыскании денежной суммы, составляющей размер НДС.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что при отсутствии спора между сторонами относительно факта и размера льгот, предоставленных гражданам соответствующих категорий, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленного требования за счет казны Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права из материалов дела не усматривается.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 23.04.04 и постановление апелляционной инстанции от 12.07.04 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-13291/ОЗ-з оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.А. Чертилина |
С.В. Изотова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 ноября 2004 г. N А05-13291/03-з
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника