Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 апреля 2004 г. N А66-5106-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Афанасьева С.В., Сосниной О.Г.,
рассмотрев 27.04.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 17.10.2003 (судья Жукова В.В.) и постановление апелляционной инстанции от 28.01.2004 (судьи Борцова Н.А., Кольцова Т.В., Истомина О.Л.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-5106-03,
установил:
Открытое акционерное общество "Тверьоблгаз" (далее - ОАО "Тверьоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Департаменту финансов Тверской области о взыскании 9689 руб. 78 коп. убытков, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот сотрудникам органов налоговой полиции, проживающим на территории города Торжка, по оплате природного газа на основании Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" за период с июля 2000 по декабрь 2001 года.
Решением от 17.10.2003 исковые требования ОАО "Тверьоблгаз" удовлетворены полностью за счет казны Российской Федерации. В иске к Департаменту финансов Тверской области отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.01.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить обжалуемые судебные акты как вынесенные с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, расходы организаций, предоставляющих льготные услуги сотрудникам налоговой полиции, должна возмещать Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, являющаяся главным распорядителем средств федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Кроме того, истцом не представлены доказательства наличия вины Минфина РФ в причинении убытков.
Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ОАО "Тверьоблгаз" при взимании с сотрудников органов налоговой полиции платы за природный газ в период с июля 2000 по декабрь 2001 года учитывало 50-процентную льготу, установленную статьей 17 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции". В связи с этим у истца возникли убытки, что и послужило основанием для обращения в суд.
В соответствии со статьей 17 указанного Закона сотрудникам органов налоговой полиции предоставляется 50-процентная скидка по оплате жилой площади, коммунальных услуг, за пользование телефоном в домах независимо от вида жилищного фонда.
Кассационная инстанция считает правильным вывод суда первой и апелляционной инстанций о том, что убытки истца должны быть взысканы с Минфина РФ за счет федерального бюджета, поскольку федеральный законодатель, предоставив вышеуказанную льготу, в спорный период времени не определил механизм и источники компенсации расходов, понесенных организациями, предоставлявшими установленную Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" льготу по оплате коммунальных услуг.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.
Федеральный законодатель, имея достаточно времени, не выполнил своих обязанностей по урегулированию рассматриваемого вопроса.
Довод подателя жалобы о том, что расходы организаций, предоставляющих льготные услуги сотрудникам налоговой полиции, должна возмещать Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, не может быть принят кассационной инстанцией в связи с отсутствием доказательств выделения в 2001 году этой службе денежных средств на реализацию Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции".
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о необходимости взыскания убытков истца с Минфина РФ.
В связи с тем, что кассационная инстанция не усмотрела из материалов дела каких-либо нарушений судом норм материального и процессуального права, повлекших за собой принятие неправильных судебных актов, кассационная жалоба не может быть удовлетворена.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 17.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 28.01.2004 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-5106-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 апреля 2004 г. N А66-5106-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника