Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 апреля 2004 г. N А05-7776/03-3
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Афанасьева С.В., Сосниной О.Г.,
при участии от Департамента финансов Архангельской области Пономарева С.В. (доверенность от 17.12.2003), от закрытого акционерного общества "Ленгазэнерго" Тышова А.И. (доверенность от 22.04.2004) и Карпюк Е.А. (доверенность от 22.04.2004),
рассмотрев 27.04.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Архангельской области на решение от 19.11.2003 (судья Куницына Л.Л.) и постановление апелляционной инстанции от 03.02.2004 (судьи Сумарокова Т.Я., Шашков А.Х., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7776/03-3,
установил:
Закрытое акционерное общество "Ленгазэнерго" (далее - ЗАО "Ленгазэнерго") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент финансов) о взыскании 653 355 руб. убытков, понесенных им в 2002 году в связи с реализацией газа населению по регулируемым тарифам, в соответствии со статьями 49, 101 и 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец также заявил о взыскании 14 562 руб. 21 коп. судебных расходов.
Решением от 19.11.2003 исковые требования удовлетворены путем взыскания 653 355 руб. убытков, во взыскании судебных расходов отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.02.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент финансов просит отменить обжалуемые судебные акты и в иске отказать. По мнению подателя жалобы, убытки истца не доказаны ни по праву, ни по размеру.
В судебном заседании представитель Департамента финансов поддержал жалобу, ссылаясь на изложенные в ней доводы.
Представитель истца возражал против удовлетворения жалобы, полагая, что ее доводы необоснованны.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Ленгазэнерго" в 2002 году производило реализацию населению сжиженного газа по тарифам, установленным Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Полагая, что в результате отпуска населению сжиженного газа по регулируемым ценам он понес убытки, истец обратился в арбитражный суд с иском об их взыскании.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации было поручено устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.
Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации" определены полномочия Правительства Российской Федерации в области газоснабжения. К ним относятся установление принципов формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядка компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 утверждены перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В соответствии с названными перечнями органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать тарифы на природный газ, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам, в том числе на услуги по его транспортировке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 328) утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Пунктом 8.1" следует читать "Пунктом 7"
Пунктом 8.1 постановления установлено, что экономически обоснованная средняя розничная цена на газ для населения определяется исходя из устанавливаемой Федеральной энергетической комиссии оптовой цены на газ для последующей реализации населению.
Пункт 4 Основных положений определяет, что государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на природный газ, реализуемый населению. Пунктом 10 предусмотрено, что регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Пункт 11 определяет, что государственное регулирование цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа (при регулировании оптовых цен), а также возмещения экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой и распределением газа (при регулировании тарифов).
В 2002 году финансирование предприятий газового хозяйства на покрытие расходов, связанных с государственным регулированием тарифов, было предусмотрено Порядком финансирования расходов областного бюджета на государственную поддержку предприятий и организаций производственной сферы и отдельных областных программ, утвержденным Департаментом финансов 07.02.2002 N 04-03/20.
Согласно разделу 2 указанного Порядка газоснабжающие предприятия ежемесячно в установленные сроки предоставляют в Департамент финансов отчет о финансовых результатах от реализации газа, а также ежеквартальную бухгалтерскую отчетность. Департамент финансов после проверки отчетов издает распоряжение о выделении средств из областного бюджета на покрытие убытков газоснабжающих предприятий.
Во исполнение вышеуказанного Порядка истец в установленные сроки представил документы и отчетность, согласно которым его убытки, связанные с применением государственных регулируемых цен на газ, отпускаемый населению в 2002 году, составили 1224,3 тыс.руб.
В приложении N 2 к областному закону "Об областном бюджете на 2002 год" в составе расходов областного бюджета закреплено выделение субсидий газоснабжающим предприятиям на покрытие расходов, связанных с государственным регулированием тарифов.
За 2002 год из бюджета Архангельской области истцу были выплачены субсидии на покрытие убытков в сумме 571,0 тыс.руб.
Ответчик признал исковые требования частично - в сумме 136,38 тыс. руб., сославшись при этом на контррасчет, произведенный Департаментом экономического развития Архангельской области, и указав на неправильность расчетов истца по определению экономически обоснованных расходов по реализации газа населению.
Суд обеих инстанций не принял вышеуказанный контррасчет, правомерно указав, что он не подтвержден соответствующими доказательствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 19.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 03.02.2004 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7776/03-3 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента финансов Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 апреля 2004 г. N А05-7776/03-3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника