Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 апреля 2004 г. N А26-5396/03-16
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Афанасьева С.В., Кирилловой И.И.,
при участии от Министерства финансов Республики Карелия Долгова Ю.В. (доверенность от 12.04.2004 N 6.2-14), от Муниципального учреждения по ремонту и техническому обслуживанию жилищного фонда города Петрозаводска "Служба единого заказчика" Туркиной А.Л. (доверенность от 15.01.2004 N 114), от администрации города Петрозаводска Левкиной А.В. (доверенность от 09.03.2004 N 13-21/43),
рассмотрев 13.04.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 03.02.2004 по делу N А26-5396/03-16 (судьи Тойвонен И.Ю., Тимошенко А.С., Кудрявцева Н.И.),
установил:
Муниципальное учреждение по ремонту и техническому обслуживанию жилищного фонда города Петрозаводска "Служба единого заказчика" (далее - Служба заказчика) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК) о взыскании 19 577 557 руб. 52 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением в 2001 году 50-процентной скидки по оплате жилья и коммунальных услуг лицам, имеющим право на льготы в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон).
Определением от 23.09.2003 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация города Петрозаводска.
Решением от 01.12.2003 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.02.2004 решение суда отменено. С Министерства финансов Республики Карелия за счет средств казны Республики Карелия в пользу Службы заказчика взыскано 19 577 557 руб. 52 коп. компенсационных выплат, связанных с предоставлением ветеранам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за 2001 год в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
В кассационной жалобе Минфин РК просит постановление апелляционной инстанции отменить в связи с нарушением судом норм материального права. Свою позицию податель жалобы мотивирует следующим:
- Служба заказчика исходя из уставной деятельности жилищно-коммунальные услуги не оказывает, льготы не предоставляет, поэтому не несет убытков от предоставления льгот;
- договором между Службой заказчика и муниципальным унитарным предприятием "Петрозаводский городской информационный центр" (далее - МУП "ПетроГИЦ") функции по осуществлению учета и начислению платы за жилищно-коммунальные услуги переданы последнему;
- истцом не доказан размер убытков.
Проверив правильность применения судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в 2001 году Служба заказчика при взимании платы за жилье и коммунальные услуги во исполнение Федерального закона "О ветеранах" предоставляло 50-процентную льготу соответствующим категориям граждан.
Так как в результате предоставления указанных льгот у истца возникли убытки в сумме 19 577 557 руб. 52 коп., он обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом проанализированы статьи 10, 14 Закона и сделан правильный вывод, что расходы по предоставлению льгот, связанных с оплатой коммунальных услуг, подлежат возмещению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Учитывая компенсационный характер выплат, производимых уполномоченными государством органами в возмещение затрат на оказание льготных услуг, суд апелляционной инстанции, удовлетворяя исковые требования, исследовал вопрос о понесенных истцом реальных расходах, связанных с предоставлением спорных льгот, либо возможность получения им дохода в результате их предоставления.
Поэтому вывод суда о том, что "предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг влечет причинение истцу расходов, поскольку не освобождает от обязанности перечисления поставщикам услуг (подрядным организациям) платежей за оказанные ими услуги и работы в полном объеме, в связи с чем истец обладает материальным правом на иск", является правильным.
Суд установил, что истец исполнил эту обязанность по отношению к поставщикам услуг.
Довод подателя жалобы о том, что суд не исследовал вопрос о возможности обращения самих подрядных организаций с исками к уполномоченным государством органам о компенсации расходов по предоставлению льгот ветеранам труда Российской Федерации из числа поименованных в настоящем иске, не может быть принят во внимание, поскольку Минфин РК не представил каких-либо доказательств, подтверждающих это обстоятельство.
Судом дана надлежащая оценка правомерности предъявления настоящего иска в свете прав и обязанностей Службы заказчика и МУП "ПетроГИЦ" по агентскому договору от 01.01.2001. Пункт 2.1.1 договора предусматривает обязанность МУП "ПетроГИЦ" осуществлять правильное оформление льгот и субсидий, предоставляемых гражданам в соответствии с законодательством, а пункт 2.4 договора - обязанность ежедневного перечисления Заказчику лишь поступивших платежей за найм; платежи за другие виды услуг должны перечисляться поставщикам этих услуг.
Принимая во внимание, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, постановление апелляционной инстанции не подлежит отмене.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 03.02.2004 по делу N А26-5396/03-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.И. Кириллова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 апреля 2004 г. N А26-5396/03-16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника