Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 декабря 2002 г. N А05-7597/02-409/11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Дмитриева В.В.,
судей Абакумовой И.Д. и Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.08.2002 по делу N А05-7597/02-409/11 (судья Шадрина Е.Н.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Архангельской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образовательному учреждению "Речная начальная общеобразовательная школа" (далее - школа) о взыскании 10 000 рублей штрафа, предусмотренного пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней.
Решением от 16.08.2002 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и принять новое решение о взыскании штрафа в полном размере. По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил положения законодательства о налогах и сборах.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, школа 13.07.93 зарегистрирована в качестве юридического лица постановлением главы администрации Каргопольского района Архангельской области. Постановлением главы местного самоуправления муниципального образования "Каргопольский район" от 23.01.2002 N 37 зарегистрирована новая редакция Устава школы.
Заявление о постановке на налоговый учет подано школой в налоговый орган 23.01.2002.
Истец провел камеральную проверку по вопросу соблюдения ответчиком порядка постановки на налоговый учет, о чем составлен акт от 25.03.2002 N 05/134-ДСП.
По результатам проверки вынесено решение от 22.04.2002 N 05/1077 о привлечении школы к ответственности в виде 10 000 руб. штрафа по пункту 2 статьи 116 НК РФ.
Поскольку штраф не уплачен в добровольном порядке, налоговый орган обратился в суд с иском о его взыскании.
Статьей 4 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действовавшей на момент регистрации школы, была предусмотрена обязательная регистрация налогоплательщика в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Инструкции о порядке учета налогоплательщиков (далее - Инструкция), утвержденной приказом Госналогслужбы Российской Федерации от 13.06.96 N ВА-3-12/49, налогоплательщик-организация обязана встать на учет в налоговой инспекции не позднее десяти дней после принятия распорядительного акта о ее создании либо реорганизации.
Однако законодательство, действовавшее в проверяемый период, не предусматривало ответственности за нарушение срока постановки на налоговый учет, такая ответственность была введена только Налоговым кодексом Российской Федерации с 01.01.99.
Согласно статье 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" положения части первой Кодекса применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие, если иное не предусмотрено статьей 5 части первой НК РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Таким образом, поскольку в период совершения ответчиком правонарушения (1993 год) ответственность за нарушение сроков постановки на налоговый учет не была установлена, привлечение школы к ответственности на основании пункта 2 статьи 116 НК РФ неправомерно.
Кроме того, на основании статей 49 и 51 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента его создания. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации и включения в единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, право на занятие образовательной деятельностью возникает у налогоплательщика-организации начиная с указанного момента. При этом законодательство не ставит в зависимость от факта постановки организации на налоговый учет ее право осуществлять предпринимательскую деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 117 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.
На основании статей 83 и 84 НК РФ налогоплательщики - организации подают в налоговый орган соответствующее заявление о постановке на учет. Согласно пункту 2 статьи 84 Кодекса налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов. Более того, пунктом 10 статьи 83 НК РФ предусмотрена обязанность налоговых органов на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиками) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах. Выполнив требование по подаче в налоговый орган соответствующего заявления, налогоплательщик не может считаться уклонившимся от постановки на налоговый учет и к нему не может применяться ответственность, предусмотренная статьей 117 НК РФ.
Таким образом, организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность с момента ее создания, независимо от факта постановки на налоговый учет, но должна в соответствующий срок подать заявление о постановке на такой учет. Однако она не несет ответственности за дальнейшие действия налогового органа, принявшего данное заявление.
В данном случае школа с момента своей регистрации в качестве юридического лица, осуществляя образовательную деятельность, не предпринимала мер по постановке на налоговый учет в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьей 83 НК РФ.
При указанных обстоятельствах следует признать, что оснований для взыскания со школы штрафа по статье 116 НК РФ не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.08.2002 по делу N А05-7597/02-409/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 декабря 2002 г. N А05-7597/02-409/11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника