Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 декабря 2002 г. N А05-7652/02-417/14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Дмитриева В.В.,
судей Ломакина С.А. и Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.08.2002 по делу N А05-7652/02-417/14 (судья Лепеха А.П.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к местной православной религиозной организации "Приход храма Святого Мартина Исповедника города Архангельска" (далее - Приход) о взыскании 8 923 рублей штрафа, предусмотренного пунктом 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 07.08.2002 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и принять новое решение о взыскании штрафа в полном размере. По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил положения законодательства о налогах и сборах.
Стороны о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Налоговая инспекция в январе 2002 года провела выездную налоговую проверку соблюдения Приходом законодательства о налогах и сборах за период с 01.10.99 по 31.12.2000, в ходе которой выявила занижение базы облагаемой налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (далее - жилищный налог), что было отражено в акте от 15.02.2002.
В частности, налоговый орган установил, что в 1999 году и первом квартале 2000 года Приход в нарушение раздела VI Положения о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, утвержденного постановлением мэра города Архангельска от 29.06.94 N 312 (в редакции решения Архангельского городского Совета депутатов от 30.06.99), не вносил в местный бюджет жилищный налог с суммы денежных средств, полученных "от продажи предметов культа и от проведения обрядов".
На основании материалов проверки налоговая инспекция приняла решение от 18.03.2002 N 01/1-2619/536 о доначислении Приходу 4 175 руб. жилищного налога и 2 333 руб. пеней и о привлечении его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату данного налога и по пункту 2 статьи 119 за непредставление налоговых расчетов.
Налоговый орган направил Приходу требование N 01/1-26-19/21 об уплате недоимки и штрафных санкций в срок до 20.04.2002. В связи с неисполнением данного требования в добровольном порядке налоговая инспекция обратилась с иском в арбитражный суд о взыскании налоговых санкций.
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно отказал налоговой инспекции в иске, по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "ч" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" объектом налогообложения является объем реализации продукции (работ, услуг). Под объемом реализации продукции (работ, услуг) понимается выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг), определяемая, исходя из отпускных цен без налога на добавленную стоимость.
В действовавшем до середины 2000 года разделе V Положения о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, утвержденного постановлением мэра города Архангельска от 29.06.94 N 312, содержалась бланкетная норма о том, что "особенности налогообложения отдельных категорий плательщиков определяются в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (с последующими изменениями и дополнениями)".
Решением Архангельского городского Совета депутатов от 14.09.2000 N 141 "О внесении изменений и дополнений в Положение о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы" вышеназванный пункт изложен в следующей редакции: "Особенности налогообложения отдельных категорий плательщиков определяются в соответствии с Инструкцией МНС РФ от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".
Согласно пункту 33.12 названной Инструкции у религиозных объединений не являются выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) денежные средства (пожертвования), получаемые на осуществление религиозной деятельности, в том числе и при предоставлении в ответ на пожертвования предметов, непосредственно связанных с религиозной деятельностью.
Вместе с тем в проверяемый налоговой инспекцией период положения статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" никаких изменений не претерпевали.
Согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах.
Следовательно, отсылочная (бланкетная) норма пункта 2 раздела V Положения о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, утвержденного постановлением мэра города Архангельска от 29.06.94 N 312, подлежит оценке только как норма, отсылающая непосредственно к норме федерального закона - Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации". Данный закон разъяснен компетентным органом - Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. При этом указано на исключение из налогообложения денежных средств (пожертвований), получаемых на осуществление религиозной деятельности.
Принимая во внимание содержание статей 1, 4 и 5 НК РФ, статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", разъяснения, данные в совместном постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 (пункт 7 постановления), кассационная инстанция считает, что положения Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 14.09.2000 N 59, в том числе пункта 33.12, должны быть рассмотрены судом как разъяснения компетентного органа независимо от даты ее принятия.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 14.09.2000 N 59" следует читать "от 04.04.2000 N 59"
При этом следование положениям Инструкции не должно быть формальным и ограничивать право налогоплательщика на исключение из объектов обложения налогами выручки (дохода), если это право установлено законом и подтверждено иными доказательствами. Указанные доказательства были оценены судом, установившим отсутствие у Прихода в проверяемый период предпринимательской деятельности и осуществления им деятельности за счет целевых взносов прихожан (пожертвований).
Поэтому доводы, изложенные налоговой инспекцией в жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции как направленные на переоценку фактических обстоятельств дела, исходя из которых, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у Прихода реализации продукции (работ, услуг) как объекта обложения жилищным налогом.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.08.2002 по делу N А05-7652/02-417/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 декабря 2002 г. N А05-7652/02-417/14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника