Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 декабря 2002 г. N А05-7807/02-393/22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Абакумовой И.Д. и Дмитриева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции N 5 по Архангельской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение от 26.08.02 (судья Хромцов В.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 25.10.02 (судьи Шашков А.Х., Бекарова Е.Н., Тряпицына Е.Н.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7807/02-393/22,
установил:
Каргопольский лесхоз (далее - лесхоз) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Межрайонной инспекции N 5 по Архангельской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) о возврате из бюджета 16 362 руб. 76 коп., в том числе 14 331 руб. излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог и 2 031 руб. 76 коп. пеней.
Решением суда от 26.08.02 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.10.02 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить, указывая на нарушение судом норм материального права.
Налоговая инспекция и лесхоз о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых по настоящему делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, лесхоз обратился в налоговую инспекцию в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о возврате налога на пользователей автомобильных дорог, уплаченного с денежных средств, полученных от реализации древесины от рубок ухода за лесом. Письмами от 28.11.2000 и от 26.06.02 налоговой инспекцией в возврате налога лесхозу отказано.
Согласно пункту 1 Положения о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.98 N 188 (далее - Положение), лесхоз является территориальным органом Федерального управления лесным хозяйством, а по своей организационно-правовой форме - государственным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета (пункты 6 и 21 Положения).
В соответствии с подпунктами 21, 22, 23 и 24 пункта 10 Положения на лесхозы возложено в том числе:
- осуществление ухода за лесами;
- выполнение работ по улучшению породного состава лесов, повышению их продуктивности и защитных свойств;
- обеспечение сохранности и своевременного воспроизводства ценных древесных пород;
- осуществление рубок промежуточного пользования.
Деятельность лесхоза по организации и ведению лесного хозяйства связана со специально возложенными на него функциями.
В пункте 2.1.1 Наставлений по рубкам ухода в равнинных лесах европейской части России, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 22.12.93 N 347, указано, что рубки ухода являются важнейшим лесовосстановительным мероприятием, направленным на формирование устойчивых, высокопродуктивных хозяйственно ценных насаждений, сохранение и усиление их полезных функций и своевременное использование древесины.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что деятельность, осуществляемая специально созданным государственным учреждением - лесхозом, не может рассматриваться как предпринимательская, поскольку ее целью не является получение прибыли.
В соответствии с пунктом 10 Инструкции о порядке финансирования операционных расходов предприятий и организаций лесного хозяйства, утвержденной Минфином СССР, Госкомлесом СССР и Госбанком СССР от 14.07.87 N 159, 183, 116-87, собственные средства лесхозов, наряду с бюджетными ассигнованиями, являются источником финансирования расходов по ведению лесного хозяйства.
Судом установлено, что в данном случае налоговой инспекцией не установлен факт расходования ответчиком полученных средств на иные цели, нежели финансирование основной лесохозяйственной деятельности. Следовательно, эти средства не могут быть отнесены к доходам, полученным от предпринимательской (коммерческой) деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации данные средства относятся к неналоговым доходам бюджета.
В силу пункта 2 статьи 5 Закона "О дорожных фондах" объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции, работ, услуг.
Поскольку лесхоз не имел доходов (выручки), полученных от предпринимательской деятельности, следовательно, у него отсутствовала обязанность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 26.08.02 и постановление апелляционной инстанции от 25.10.02 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7807/02-393/22 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции N 5 по Архангельской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкиной |
В.В. Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 декабря 2002 г. N А05-7807/02-393/22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника