Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 ноября 2002 г. N А05-7813/02-436/14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Клириковой Т.В., Кирейковой Г.Г., рассмотрев 19.11.02 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.08.02 по делу N А05-7813/02-436/14 (судья Лепеха А.П.),
установил:
Государственное унитарное предприятие "Учреждение УГ 42/5" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском об обязании Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Архангельской области (далее - налоговая инспекция) внести изменения в лицевой счет Предприятия путем исключения записи о задолженности истца по уплате 37 541 руб. штрафа, начисленного на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату налогов на пользователей автомобильных дорог, на добавленную стоимость, на прибыль по результатам выездной налоговой проверки Предприятия (акт проверки от 16.05.01, решение о привлечении Предприятия к ответственности от 18.07.01 N 02-07/2812). В обоснование заявленного требования истец ссылается на пропуск налоговой инспекцией срока давности взыскания санкций, установленного статьей 115 НК РФ, и невозможность в связи с этим взыскания санкций в принудительном (судебном) порядке.
Решением суда от 14.08.02 иск удовлетворен. Суд обязал налоговую инспекцию внести изменения в лицевой счет Предприятия путем исключения записи о налоговых санкциях в сумме 37 541 руб.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и отказать Предприятию в удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, суд принял решение без учета фактических обстоятельств дела.
Представители истца и ответчика, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене, а жалоба налогового органа - удовлетворению по следующим основаниям.
Лицевые счета по налогам, которые ведет налоговая инспекция, отражают данные оперативно-бухгалтерского учета начисленных и поступивших налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также сумм финансовых санкций, в бюджетную систему и являются формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение ведомственных документов.
В связи с этим кассационная инстанция считает, что неотражение либо отражение в лицевом счете - внутреннем учетном документе налоговых органов, ведение которого не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, конкретных сумм налоговых платежей, начисленных санкций само по себе не ущемляет прав налогоплательщика.
Из материалов дела усматривается, что запись о начислении истцу 37 541 руб. штрафа за неуплату налогов на прибыль, на добавленную стоимость и на пользователей автомобильных дорог внесена налоговым органом в лицевой счет налогоплательщика на основании решения от 18.07.01 N 02-07/2812 о привлечении Предприятия к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Правомерность принятия названного решения проверена Арбитражным судом Архангельской области при рассмотрении дела N А05-9900/01-507/18 и подтверждена решением по указанному делу от 06.12.01, вступившим в законную силу. Следовательно, запись о начислении Предприятию 37 541 руб. штрафа внесена в его лицевой счет налоговой инспекцией обоснованно. Пропуск налоговым органом шестимесячного срока давности взыскания санкций, установленного статьей 115 НК РФ, означает невозможность их взыскания налоговым органом в судебном или ином порядке без согласия налогоплательщика. Однако при этом не исключается возможность уплаты начисленных санкций добровольно самим налогоплательщиком.
Согласно статье 137 НК РФ каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Права налогоплательщика приведены в статье 21 НК РФ. Обязанности налоговых органов установлены статьей 32 НК РФ.
Положениями названных статей Кодекса не установлено как право налогоплательщика требовать у налоговых органов списания с лицевого счета задолженности по налоговым санкциям, срок давности взыскания которых истек, так и обязанность налоговой инспекции совершить эти действия, если налоговым органом пропущен срок давности взыскания санкций, установленный статьей 115 НК РФ.
Таким образом, требование Предприятия, заявленное в иске, не основано на законодательстве о налогах и сборах, то есть незаконно. Следовательно, отказ налоговой инспекции совершить действия по списанию задолженности по штрафам с лицевого счета Предприятия не нарушает его прав.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.08.02 по делу N А05-7813/02-436/14 отменить.
В иске государственному унитарному предприятию "Учреждение УГ 42/5" отказать.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 ноября 2002 г. N А05-7813/02-436/14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника