Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 октября 2004 г. N А56-6109/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Морозовой Н.А. и Троицкой Н.В., при участии от открытого акционерного общества "Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат" Турзиной A.M. (доверенность от 08.01.04 N 33/17-3) и Никулина В.М. (доверенность от 05.01.04 N 33/17-2), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области Викулина Н.Д (доверенность от 05.01.04 N 03-04/15),
рассмотрев 19.10.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат" на решение от 23.04.04 (судья Протас Н.И.) и постановление апелляционной инстанции от 30.07.04 (судьи Градусов А.Е., Цурбина С.И., Бойко А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-6109/04,
установил:
Открытое акционерное общество "Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 14.11.03 N 16569 в части доначисления налога на пользователей автомобильных дорог.
Решением арбитражного суда от 23.04.043, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.07.04, налогоплательщику отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 23.04.04 и постановление апелляционной инстанции от 30.07.04, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Податель жалобы указывает, что в связи с исключением статьей 2 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) из пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон "Об основах") подпункта "м" (налоги, служащие источниками образования дорожных фондов) Общество не обязано с 01.09.02 уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог. По мнению налогоплательщика, суды сделали неправильный вывод о том, что статья 2 Закона N 110-ФЗ вступает в силу с 01.03.03, а не с 01.09.02. Кроме того, податель жалобы считает, что, поскольку Закон N 110-ФЗ содержит неустранимые противоречия и неясности, судам следовало применить положения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы, а представитель Инспекции, считая их несостоятельными, просил оставить судебные акты без изменения.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу Общества не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество 20.10.03 направило в налоговый орган уточненную декларацию по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год, согласно которой налогоплательщик излишне перечислил в бюджет 6111 580 руб. налога. В заявлении от 20.10.03 Общество ссылалось на статью 2 Закона N 110-ФЗ, как на основание представления уточненной декларации и перерасчета налога на пользователей автомобильных дорог.
Письмом от 31.10.03 N 1-15/15789 Инспекция отказала налогоплательщику в уменьшении заявленной им суммы налога на пользователей дорог за период с 30.08.02 по 01.01.03 по уточненной декларации, указывая на законность взимания налога до 01.01.03 в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон "О фондах") и определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.02 N 200-О. По мнению налогового органа, поскольку доходы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог учтены в текущем финансовом году в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации и в федеральном бюджете, а изменения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" не вносились, положения статьи 2 Закона N 110-ФЗ применяются с 01.01.03
Решением от 14.11.03 N 16569 Инспекция, ссылаясь на пункт 1 статьи 109 НК РФ, отказала в привлечении налогоплательщика к ответственности. В пункте 2 решения налоговый орган доначислил Обществу 6 111 580 руб. исчисленного в заниженном размере налога на пользователей автомобильных дорог.
Налогоплательщик не согласился с решением Инспекции и обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций истолковали положения статьи 2 Закона N 110-ФЗ во взаимосвязи с другими нормами названного Закона и действующего законодательства о налогах и сборах и сделали вывод о том, что названная норма вступает в силу с 01.01.03.
Кассационная инстанция считает вывод судов обеих инстанций о моменте вступления в силу статьи 2 Закона N 110-ФЗ правильным.
В соответствии со статьей 2 Закона N 110-ФЗ пункт 1 статьи 20 Закона "Об основах" дополнен подпунктом "ж" - транспортный налог. Одновременно из пункта 1 статьи 19 названного Закона исключен подпункт "м" - налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, в том числе налог на пользователей автомобильных дорог.
Названная норма согласно статье 21 Закона N 110-ФЗ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Вместе с тем в силу статей 9 и 21 Закона N 110-ФЗ статья 5 Закона "О фондах", предусматривающая уплату налогоплательщиками налога на пользователей автомобильных дорог, утрачивает силу с 01.01.03.
Кроме того, в статье 4 Закона N 110-ФЗ установлены особенности исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год налогоплательщиками с различной учетной политикой, а в статье 16 названного Закона - сроки и порядок уплаты налога за 2002 год субъектами малого предпринимательства. При этом в статье 4 Закона N 110-ФЗ предусмотрено, что моментом определения налоговой базы для исчисления этого налога является 01.01.03.
Таким образом, норма статьи 2 Закона N 110-ФЗ противоречит содержащимся в нем положениям статей 4, 9, 16 и 21. Системное толкование приведенных норм во взаимосвязи с другими федеральными законами устраняет эти противоречия.
Основанием для исключения из Закона "Об основах" налогов, служащих источниками образования дорожных фондов, в том числе налога на пользователей автомобильных дорог, является введение с 01.01.03 транспортного налога в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 НК РФ.
Статья 5 Закона "О фондах", предусматривающая уплату налога на пользователей автомобильных дорог, его ставку и льготы по уплате названного налога, утратила силу с 01.01.03.
Таким образом, налог на пользователей автомобильных дорог в 2002 году исчислялся и уплачивался налогоплательщиками в порядке, установленном Законом "О фондах" и статьей 4 Закона N 110-ФЗ.
В связи с этим правомерен вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что положения статьи 2 Закона N 110-ФЗ вступают в силу с 01.01.03.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение от 23.04.04 и постановление апелляционной инстанции от 30.07.04 законными и обоснованными, а жалобу Общества - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 23.04.04 и постановление апелляционной инстанции от 30.07.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-6109/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 октября 2004 г. N А56-6109/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника