Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 октября 2004 г. N А56-5327/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кочеровой Л.И., Кузнецовой Н.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Вест-Комп" Гришина О.А (доверенность от 01.08.04), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу Яковлева Д.А. (доверенность от 06.05.04 N 03-05/5591), рассмотрев 14.10.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу на решение от 17.03.04 (судья Алешкевич О.А.) и постановление апелляционной инстанции от 07.07.04 (судьи Дроздов А.Г., Градусов А.Е., Бойко А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-5327/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вест-Комп" (далее - Общество, ООО "Вест-Комп") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 17.11.03 N 12-11/85 и от 19.12.03 N 12-11/115, а также об обязании Инспекции возместить ООО "Вест-Комп" 132 230 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспортным поставкам за июль и август 2003 года.
Решением от 17.03.04 суд удовлетворил требования Общества.
Постановлением от 07.07.04 апелляционная инстанция оставила решение от 17.03.04 без изменения.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "подпунктов 2 и 4 пункта и пункта 10 статьи 165" следует читать "подпунктов 2 и 4 пункта 1 и пункта 10 статьи 165"
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и отказать ООО "Вест-Комп" в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - подпунктов 2 и 4 пункта и пункта 10 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества, считая их несостоятельными, просил оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что ООО "Вест-Комп" 20.08.03 и 22.09.03 представило в Инспекцию налоговые декларации по НДС за июль, август 2003 года и предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ документы в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
По результатам камеральной налоговой проверки Инспекция приняла решения от 17.11.03 N 12-11/85 и от 19.12.03 N 12-11/115, которыми отказала ООО "Вест-Комп" в возмещении 111 418 руб. НДС за июль 2003 года и 20 812 руб. НДС за август 2003 года.
Основаниями для отказа Обществу в возмещении НДС послужили следующие обстоятельства. По мнению налогового органа, представленные налогоплательщиком выписки банка (от 16.04.02, от 03.09.02 и от 09.05.03) в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ не подтверждают поступление валютной выручки от иностранного покупателя - стороны по контракту, поскольку денежные средства поступили на счет ООО "Вест-Комп" с корреспондентских счетов 30302 и 47405. Кроме того, на железнодорожных товарно-транспортных накладных N Б 298573, Б 2985575, Б 298576, Б 298577, Б 298578 в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ отсутствует отметка пограничных таможенных органов "Товар вывезен полностью".
Общество, считая, что выводы налогового органа не соответствуют нормам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, обжаловало решения Инспекции от 17.11.03 N 12-11/85 и от 19.12.03 N 12-11/115 в арбитражный суд.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, производится по налоговой ставке 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.
Как следует из пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг); документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога; документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, а также на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
При этом вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы налога, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, перечисленных в статье 165 НК РФ.
Возмещение налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком декларации и соответствующих документов.
Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что право на возмещение из бюджета суммы налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика в случае документального подтверждения им фактов уплаты налога поставщику, реального экспорта конкретного товара и представления полного пакета документов, указанных в статье 165 НК РФ.
Судом установлено и материалами дела подтверждаются факт реального экспорта товаров и уплата Обществом НДС поставщикам материальных ресурсов. Налоговым органом данные обстоятельства не оспариваются.
Суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о несостоятельности довода Инспекции о том, что представленными выписками банка не подтверждается поступление выручки от иностранного лица - покупателя, поскольку денежные средства поступили со счетов 30302 и 47405.
Согласно Положению Центрального банка Российской Федерации от 05.12.02 N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", назначение счета 30302 - расчеты с филиалами, расположенными в Российской Федерации, а 47405 - расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты.
В соответствии с Положением Центрального банка Российской Федерации от 03.10.02 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.
Осуществление оплаты посредством корреспондентских отношений между банками, участие в межбанковских расчетах филиалов банков не противоречат действующему законодательству. Для целей применения льготной налоговой ставки подпунктом 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ не установлены специальные особые требования к выписке банка, представляемой налогоплательщиком в налоговые органы в подтверждение поступления валютной выручки по экспортному контракту, которые бы запрещали участие филиалов банков в расчетах между экспортером товара и иностранным покупателем.
Кроме того, нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации право налогоплательщика на возмещение НДС, уплаченного при осуществлении экспортных операций, не связывается с использованием банками или иностранным покупателем конкретного счета для осуществления расчетов по внешнеторговому контракту.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ налогоплательщик (экспортер) обязан представить в налоговый орган копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Налогоплательщик представил налоговому органу копии железнодорожных накладных (N Б 298573, Б 2985575, Б 298576, , Б 298577, Б 298578) с отметками Санкт-Петербургской таможни "Выпуск разрешен", а также грузовую таможенную декларацию с отметкой Сортавальской таможни "Товар вывезен полностью" и отметкой Санкт-Петербургской таможни "Выпуск разрешен".
Из положений статьи 88 и пункта 4 статьи 176 НК РФ следует, что в случае представления налогоплательщиком комплекта документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ, и возникновения у налогового органа сомнений в достоверности сведений, содержащихся в этих документах, налоговый орган должен истребовать у налогоплательщика объяснения по поводу возникших вопросов, а при необходимости запросить дополнительные документы, которые в силу указаний нормативных актов налогоплательщик обязан иметь. Налоговым органом документы у Общества не запрашивались.
При этом Общество представило налоговому органу и суду в ходе судебного разбирательства копии железнодорожных накладных (N Б 298573, Б 2985575, Б 298576, Б 298577, Б 298578), на оборотной стороне которых имеется отметка Сортавальской таможни "Товар вывезен полностью". Указанные накладные имеются в материалах дела.
Суд, оценив в совокупности представленные документы, сделал правильный вывод о том, что заявитель представил все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
По существу, доводы кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у кассационной инстанции нет оснований для отмены судебных актов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 17.03.04 и постановление апелляционной инстанции от 07.07.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-5327/04 оставить без изменений, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 октября 2004 г. N А56-5327/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника