Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 октября 2004 г. N А56-9022/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Асмыковича А.В. и Клириковой Т.В., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу Потапова А.В. (доверенность от 17.06.04 N 03-05/14940), от Северо-Западного окружного управления Российского агентства по государственным резервам Брюхиной Н.В. (доверенность от 09.08.04 N 82), Котельниковой О.А. (доверенность от 13.10.04) и Шибаева А.В. (доверенность от 25.03.04 N 251),
рассмотрев 13.10.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.04 по делу N А56-9022/04 (судья Пилипенко Т.А.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Северо-Западного окружного управления Российского агентства по государственным резервам (далее - Управление) предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) штрафа в сумме 8 238 003 рублей за непредставление деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за март и апрель 2003 года.
Решением от 10.06.04 суд отказал в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что выполняемые Управлением работы не подлежат налогообложению в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. По мнению налогового органа, Управление правомерно привлечено к налоговой ответственности, так как в нарушение требований пункта 4 статьи 23 и пунктов 1, 6 статьи 80 НК РФ не представило декларации по НДС за март-апрель 2003 года. При этом Инспекция указывает на то, что с 01.01.03 Управление является налогоплательщиком в силу статей 19 и 143 НК РФ и статьи 8 Закона N 79-ФЗ (в редакции федерального закона Российской Федерации от 24.12.02 N 176-ФЗ), вследствие чего в марте-апреле 2003 года перечисляло в бюджет НДС в соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка зачисления в доход федерального бюджета в 2003 году средств, получаемых отдельными органами исполнительной власти, их территориальными органами и федеральными учреждениями, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.03.03 N 28н (далее - Порядок N 28н).
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Управления просили оставить ее без удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно акту от 16.10.03 N 111/16 Инспекция провела выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты Управлением сумм НДС в период с 12.04.01 по 01.07.03. В ходе проверки налоговый орган установил отсутствие нарушений при исчислении и уплате этого налога за март и апрель 2003 года в сумме 30 153 620 рублей, но вменил в вину нарушение пункта 4 статьи 23, пунктов 1, 6 статьи 80 НК РФ, приказов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.01.02 N БГ-3-03/25 и от 07.02.02 N БГ-3-03/338 в связи с непредставлением деклараций по НДС за указанные периоды.
Принятым по результатам проверки решением от 05.11.03 N 01-16/5846/111 Инспекция начислила Управлению 30 153 620 рублей НДС за март-апрель 2003 года и привлекла его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде взыскания 8 238 003 рублей штрафа, направив требование от 05.11.03 N 18/16 об уплате налоговой санкции в срок до 17.11.03.
Поскольку добровольно Управление не исполнило требование налогового органа в установленный срок, Инспекция в порядке статьи 104 НК РФ обратилась в суд с заявлением о взыскании предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ штрафа в размере 8 238 003 рублей, исчисленном исходя из сумм НДС, подлежащих уплате на основе не представленных деклараций за март и апрель 2003 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд в решении от 10.06.04 указал на то, что согласно статье 4 Закона N 79-ФЗ и приказу Российского агентства по государственным резервам от 31.01.01 N 11 на Управление как на территориальный орган федеральной системы государственного резерва возложены функции по формированию, хранению и обслуживанию запасов государственного резерва, выполнение которых в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признается объектом налогообложения, а Порядок N 28н "не изменил его налоговых обязанностей, а лишь определил процедуру зачисления денежных средств".
Кассационная инстанция считает, что выводы суда не основаны на нормах действующего в проверяемый период законодательства.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 и пункту 1 статьи 80 НК РФ налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 5 статьи 174 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ, действующей с 01.01.03, налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 названного Кодекса, обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено названной главой. При этом в пункте 5 статьи 173 НК РФ приведен перечень лиц, которые в случае выставления ими покупателю счетов-фактур с выделением сумм НДС обязаны уплатить эти суммы налога в бюджет, а следовательно, и представить в налоговый орган декларацию по НДС. В этот перечень включены лица, не являющиеся налогоплательщиками; налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в порядке статьи 145 НК РФ, а также налогоплательщики при реализации товаров (работ, услуг), операции по которым не подлежат налогообложению.
В данном случае Управление, являясь с 01.01.03 налогоплательщиком в силу статьи 143 НК РФ, осуществляло в проверяемый период функции территориального органа федеральной системы государственного резерва по формированию, хранению и обслуживанию запасов государственного резерва, то есть выполняло работы (услуги), которые согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения.
Однако Федеральным законом Российской Федерации от 24.12.02 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" на период с 1 января по 31 декабря 2003 года приостановлено действие части второй статьи 8 Закона N 79-ФЗ, согласно которой от налогообложения освобождены все средства, полученные организациями системы государственного резерва от реализации материальных ценностей государственного резерва, их заимствования и других операций с ними, а также иной хозяйственной деятельности. Вследствие этого в марте-апреле 2003 года Управление в определенном Правительством Российской Федерации порядком перечислило в бюджет суммы НДС, полученные им при осуществлении указанной деятельности, но не исполнило установленную пунктами 1, 6 статьи 80 и пунктом 5 статьи 173 НК РФ обязанность представить в налоговый орган декларации по НДС в срок до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, Инспекция правомерно привлекла Управление к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, за непредставление в установленный срок деклараций по НДС за март и апрель 2003 года в виде взыскания штрафа, исчисленного исходя из суммы налога, подлежащего уплате на основе этих деклараций, размер которого Управление не оспаривает. При таких обстоятельствах заявленное Инспекцией требование подлежит удовлетворению.
Вместе с тем кассационная инстанция считает возможным применить в данном случае положения подпункта 3 пункта 1 статьи 112 и пункта 3 статьи 114 НК РФ и снизить размер штрафа, подлежащего взысканию на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ, до 5 000 рублей, учитывая временный и недостаточно четко определенный порядок перечисления в бюджет сумм НДС, полученных Управлением в результате осуществления им операций, не подлежащих налогообложению, а также материальное положение ответчика, финансируемого из федерального бюджета.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что решение суда от 10.06.04, принятое с нарушением норм материального права, следует отменить в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и взыскать с Управления 5 000 рублей штрафа за непредставление деклараций по НДС за март и апрель 2003 года, а в удовлетворении остальной части заявленного Инспекцией требования отказать.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.04 по делу N А56-9022/04 отменить.
Взыскать с Северо-Западного окружного управления Российского агентства по государственным резервам 5000 рублей штрафа в доход федерального бюджета.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 октября 2004 г. N А56-9022/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника