Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 октября 2004 г. N А05-6290/04-13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г.,
рассмотрев 18.10.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.06.2004 по делу N А05-6290/04-13 (судья Сметанин К.А.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Партнер" (далее - ЗАО "Партнер", Общество) 5000 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несвоевременное представление сведений о закрытии расчетного счета.
Решением от 22.06.2004 налоговой инспекции отказано в удовлетворении заявленных требований в связи с недоказанностью вины Общества в совершении налогового правонарушения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, устанавливающих порядок и сроки извещения налогоплательщиками налогового органа об открытии или закрытии банковского счета.
Стороны о времени и месте слушания дела надлежаще извещены, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, ЗАО "Партнер" зарегистрировано в качестве юридического лица решением Регистрационной палаты мэрии города Архангельска (свидетельство о государственной регистрации от 13.06.1997).
Общество 29.12.2003 закрыло счет участников расчетов в закрытом акционерном обществе "Северная Клиринговая Палата" (далее - кредитное учреждение), о чем сообщило в налоговый орган 15.01.2004. Информация о закрытии этого счета в налоговый орган из кредитного учреждения поступила 31.12.2003.
При осуществлении налогового контроля налоговая инспекция сделала вывод о наличии в действиях Общества признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 118 НК РФ.
В связи с этим налоговый орган составил акт камеральной проверки от 21.01.2004 N 09-10-876 и, с учетом возражений Общества по акту проверки, принял решение от 19.02.2004 N 09-10/2644 о привлечении Общества к предусмотренной пунктом 1 статьи 118 НК РФ ответственности за нарушение десятидневного срока сообщения налоговой инспекции о закрытии счета. Требование от 19.02.2004 N 09-10/2645 о добровольной уплате штрафа в десятидневный срок со дня получения данного требования Общество не исполнило, в связи с чем 20.05.2004 налоговая инспекция обратилась с заявлением о взыскании 5000 руб. в арбитражный суд.
Отклоняя требования налоговой инспекции, Общество сослалось на то, что обязанность по сообщению в налоговый орган о закрытии счета исполнена им 15.01.2004, после получения 09.01.2004 из кредитного учреждения соответствующего извещения по почте.
Суд первой, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами Общества и отказал налоговому органу в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция считает судебный акт правомерным и не находит оснований для его отмены.
Согласно пункту 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов в десятидневный срок. Вместе с тем законом не установлено, с какого момента следует исчислять этот срок.
Государственной налоговой службой Российской Федерации в целях реализации положений статьи 86 НК РФ издан приказ от 23.12.98 N ГБ-3-12/340 "Об утверждении формы "Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета" и порядка его заполнения", которым утверждены форма N 12-0-1 "Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета" и порядок заполнения этой формы. Часть четвертая бланка названной формы - "Уведомление банка об открытии (закрытии) банковского счета" - предназначена для информирования банком клиента об открытии (закрытии) его банковского счета и выдается клиенту при открытии (закрытии) счета.
В связи с этим кассационная инстанция считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что десятидневный срок следует исчислять с момента, когда налогоплательщику стало известно об открытии (закрытии) его счета, то есть в данном случае с 09.01.2004.
Кассационная инстанция считает несостоятельным довод налогового органа о том, что ЗАО "Партнер" стало известно о закрытии счета 30.12.2003 после получения им от кредитного учреждения сообщения по факсу.
В соответствии с Письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Ф от 07.06.1995 N С1-7/ОЗ-316 документ (факсограмма) может иметь юридическую силу при условии, что в автоматизированных и телекоммуникационных системах партнеров (предприятий, организаций, фирм) имеются программно-технические средства, обеспечивающие идентификацию подписи и соблюдение установленного режима их использования. Аналогичное положение содержит в себе и статья 5 Федерального Закона от 20.02.1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 названного Закона документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как установил суд первой инстанции, в данном случае налогоплательщик "утверждает, что извещение о закрытии счета по факсу не получал, допускает, что такое извещение могло быть принято некомпетентным лицом".
Таким образом, Обществу стало известно о закрытии счета в кредитном учреждении только из сообщения, отправленного по почте заказным письмом.
Поскольку ЗАО "Партнер" сообщило письменно в налоговый орган о закрытии счета в кредитном учреждении в 10-дневный срок после получения уведомления о закрытии счета, его вины в совершении налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 118 НК РФ, нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.06.2004 по делу N А05-6290/04-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л.Никитушкина |
Н.Г.Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 октября 2004 г. N А05-6290/04-13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника