Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 октября 2004 г. N А56-3658/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кочеровой Л.И., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Тхоместо Терминал" Томачковой Л.П. (доверенность от 20.01.04), Подгайской Л.Б. (доверенность от 08.02.03 N 4), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу Мухиной О.Н. (доверенность от 24.11.03 N 03/8713), рассмотрев 14.10.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу на решение от 27.02.04 (судья Ермишкина Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 01.07.04 (судьи Звонарева Ю.Н., Шульга Л.А., Петренко Т.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3658/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тхоместо Терминал" (далее - Общество, ООО "Тхоместо Терминал") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу, выразившегося в непринятии в срок, установленный пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), решения о возмещении 3 238 198 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспортным операциям за июль 2003 года, а также об обязании налогового органа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем возврата из федерального бюджета на его расчетный счет указанной суммы налога.
Решением суда от 27.02.04 оспариваемое заявителем бездействие Инспекции признано незаконным. В остальной части требования Общества оставлены судом первой инстанции без удовлетворения в связи с принятием налоговым органом 20.01.04 решения N 11/907 об отказе в возмещении НДС.
Постановлением от 01.07.04 апелляционная инстанция изменила решение суда от 27.02.04 и удовлетворила требования Общества, в том числе в части обязания Инспекции возвратить на расчетный счет ООО "Тхоместо Терминал" из федерального бюджета 3 238 198 руб. НДС за июль 2003 года в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда от 27.02.04, а также постановление апелляционной инстанции от 01.07.04 и принять по делу новое решение об отказе Обществу в удовлетворении его требований. При этом Инспекция указывает на то, что решение принято в пределах срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 176 НК РФ - с момента представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации 20.10.04.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества, считая их несостоятельными, просил оставить в силе постановление апелляционной инстанции суда, считая его законным и обоснованным.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.08.03 ООО "Тхоместо Терминал" представило в инспекцию декларацию по налоговой ставке 0 процентов за июль 2003 года, на основании которой вычету подлежал 3 238 198 руб. НДС. Кроме того, Общество представило, предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, подтверждающее обоснованность применения налоговых вычетов и перечисленные в сопроводительном письме от 20.08.03 N 268.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, производится по налоговой ставке 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг); документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога; документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
При этом вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы налога, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, перечисленные в статье 165 НК РФ.
Возмещение налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком декларации и соответствующих документов.
Материалами дела подтверждается, что решение о возмещении путем возврата или зачета соответствующих сумм НДС либо об отказе (полностью или частично) налоговым органом в предусмотренный пунктом 4 статьи 176 НК РФ трехмесячный срок не принято, поэтому выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконном бездействии налогового органа являются правильными.
Налогоплательщик выполнил требование налогового органа от 19.11.03 N 11/8357 о представлении документов, подтверждающих приобретение и оплату товаров, которые отгружены на экспорт в июле-октябре 2003 года. По результатам камеральной проверки налоговой инспекцией принято решение от 20.01.04 N 11/907 об отказе Обществу в возмещении сумм налога на добавленную стоимость. По причине принятия указанного решения суд первой инстанции ошибочно отказал заявителю в удовлетворении требований в части обязания Инспекции устранить допущенные нарушения. Представление налоговому органу документов по внутреннему рынку не является требованием статьи 165 НК РФ. Указанные документы могли быть запрошены в рамках камеральной проверки, предусмотренной статьей 88 НК РФ, но в пределах трехмесячного срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 165 НК РФ, который исчисляется со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, как прямо предписано статьей 165 НК РФ. В данном случае налоговая декларация представлена Обществом 20.08.03, а документы запрошены налоговым органом по истечении срока, установленного налоговым законодательством. Дополнительно представленная налогоплательщиком 20.10.03 декларация могла быть учтена налоговым органом, однако трехмесячный срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 165 НК РФ, в таком случае отдельно исчисляется. Таким образом, изложенные в кассационной жалобе доводы налогового органа относительно соблюдения срока для принятия решения в отношении декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за июль 2003 года, представленной налогоплательщиком 20.08.03 подлежат отклонению.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел документы, представленные Обществом налоговому органу и суду в подтверждение правомерности заявленных им вычетов по НДС по экспорту товара за июль 2003 года, с учетом выявленных налоговым органом нарушений, указанных в решении от 20.01.04 N 11/907, и признал, что налогоплательщик документально подтвердил право на возмещение 3 238 198 руб. НДС по налоговой декларации за июль 2003 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Поскольку в данном случае иного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено, то суд кассационной инстанции рассмотрел кассационную жалобу только в пределах приведенных в ней доводов.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.07.04 по делу N А56-3658/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 октября 2004 г. N А56-3658/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника