Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 августа 2002 г. N А05-332/02-22/4
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Лавриненко Н.В.,
судей Коробова К.Ю. и Сосниной О.Г.,
при участии от муниципального унитарного предприятия "Северодвинский хлебокомбинат" Третьякова О.С. (доверенность от 08.01.2002 N 08/01), от отдела вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел города Северодвинска Починкова Г.В. (доверенность от 26.07.2002 N 20/1807),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Северодвинский хлебокомбинат" на решение от 11.03.2002 (судья Бушева Н.М.) и постановление апелляционной инстанции от 04.06.2002 (судьи Волков Н.А., Шашков А.Х., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-332/02-22/4,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Северодвинский хлебокомбинат" (далее - Комбинат) обратилось в арбитражный суд с иском к отделу вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел города Северодвинска (далее - Охрана) о взыскании убытков в размере 294062 руб. 69 коп., возникших вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком договорной обязанности по охране имущества Комбината.
Решением от 11.03.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.06.2002, в удовлетворении исковых требований Комбината отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. В частности, податель жалобы ссылается на то, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается факт принятия ответчиком под охрану объекта, из которого совершено хищение, а вывод суда о том, что истец не представил доказательств вины охраны в ненадлежащем исполнении обязательств по договору и причинении убытков, по его мнению, является неправомерным. Истец также указывает на необоснованность вывода суда о надлежащем исполнении Охраной условий договора об охране объектов Комбината, поскольку ответчик допустил совершение хищений имущества с охраняемого объекта. Кроме того, податель жалобы считает, что инвентаризация была проведена в соответствии с требованиями закона.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель истца просил удовлетворить жалобу по основаниям, изложенным в ней.
Представитель Охраны с доводами жалобы не согласился и просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 12.05.97 между Комбинатом и Охраной был заключен договор N 213 (л.д.22-24) об охране объектов Комбината. В последующем, 12.03.2001 стороны заключили аналогичный договор (л.д. 25-27). В соответствии с названными договорами Охрана взяла на себя обязательство обеспечить сохранность имущества, хранящегося на перечисленных в приложении к договору объектах Комбината, а также обеспечить пропускной режим на предприятии. В период с 18 по 19 февраля и с 15 по 18 июня 2001 года неизвестные лица похитили из складского помещения Комбината, расположенного по адресу: город Северодвинск ул. Макаренко д. 7, имущество на общую сумму 294062 руб. 69 коп. По фактам кражи следственным управлением Управления внутренних дел города Северодвинска были возбуждены уголовные дела N 01065067 и N 01065083. Комбинат 11.09.2001 (л.д. 6) и 25.10.2001л.д.8-9) направил Охране претензии с требованием возместить ущерб. Отказ Охраны возместить причиненные убытки послужил основанием для обращения Комбината в суд.
Согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Под убытками в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Суд, тщательно исследовав обстоятельства дела и дав им надлежащую оценку, пришел к правильному выводу, что истцом не представлено доказательств ненадлежащего исполнения Охраной своих обязательств по договору, которое и привело к убыткам. Правильность такого вывода подтверждается условиями договоров, согласно которым ОВО обязалась принимать под охрану только объекты (обособленные помещения) на территории Комбината, перечисленные в прилагаемом к договору перечне и отмеченные на плане (схеме) охраняемого объекта, которые являются неотъемлемыми частями договора. В соответствии с условиями договоров прием-передача объектов или помещений под охрану должна фиксироваться обязательными подписями уполномоченных представителей сторон в специальном журнале. Названный журнал истец суду не представил. Следовательно, факт передачи объектов, из которых было совершено хищение имущества Комбината в периоды с 18 по 19 февраля и с 15 по 18 июня 2001 г., под охрану ответчику не доказан.
Согласно условиям договоров Охрана несет материальную ответственность за кражу товарно-материальных ценностей только в местах, согласованных с ответчиком и указанных в перечне, прилагаемом к договору.
Комбинат не представил доказательств того, что хищение произошло именно в таком месте. Кроме того, из материалов дела следует, что план (схема) охраняемых объектов сторонами согласован не был.
По условиям договоров снятие остатков товарно-материальных ценностей после обнаружения краж должно производиться в присутствии представителей обеих сторон. Однако это было сделано истцом в одностороннем порядке, то есть в нарушение договора, что также было учтено судом при разрешении спора.
В соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку истец не представил доказательств нарушения ответчиком обязательств, принятых по договорам, в результате чего у Комбината возникли убытки, суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и не могут служить основанием для отмены судебных актов, принятых в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Руководствуясь статьями 174, 175, 177, 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 11.03.2002 и постановление апелляционной инстанции от 04.06.2002 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-332/02-22/4 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Северодвинский хлебокомбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Лавриненко |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2002 г. N А05-332/02-22/4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника