Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 июля 2002 г. N А05-1464/02-100/20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кочеровой Л.И., Троицкой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам России N 3 по Архангельской области на решение от 06.03.2002 (судья Калашникова В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 07.05.2002 (судьи Волков Н.А., Шашков А.Х., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-1464/02-100/20,
установил:
Межрайонная инспекция Министерства по налогам и сборам России N 3 по Архангельской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Ваймугалес" (далее - Общество) 39448 руб. 49 коп. штрафов: за неуплату и неполную уплату налогов на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и за непредставление налоговых деклараций по пункту 1 статьи 119 НК РФ.
Решением суда от 06.03.2002 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.05.2002 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять новое решение, ссылаясь на то, что суды неправомерно исчисляли срок давности взыскания санкций с момента составления налоговым органом акта, а не со дня получения истцом письма Управления Федеральной службы налоговой полиции по Архангельской области (далее - УФСНП) о прекращении проверки в отношении Общества.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела усматривается, что в ходе выездной налоговой проверки по вопросам соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах (правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налогов и сборов) за период с 01.01.99 по 31.12.2000 Инспекция выявила неуплату Обществом налога с владельцев транспортных средств, налога на землю за 1999 год, платы за пользование водными объектами за 2000 год, сбора на нужды образовательных учреждений за 1999 - 2000 годы, налога на добавленную стоимость за 2000 год, налога на прибыль и дополнительных платежей по налогу на прибыль за 1999 - 2000 годы в результате неправомерного неисчисления налога (сбора) при наличии объекта налогообложения. Налоговым органом также установлены неполная уплата взносов в фонды занятости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд за 2000 год и непредставление в определенный законодательством о налогах и сборах срок налоговых деклараций по плате за пользование водными объектами за I - IV кварталы 2000 года и по налогу на землю за 1999 год. Результаты проверки отражены в акте выездной налоговой проверки от 12.07.2001 N 74.
Решением налогового органа от 03.08.2001 N 02-13/3951 Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде штрафов в сумме 29619 руб. 94 коп. и 9828 руб. 55 коп. соответственно. В адрес налогоплательщика направлено требование от 14.08.2001 N 410 об уплате налогов, пеней и штрафных санкций в срок до 24.08.2001.
Поскольку Общество в срок, указанный в требовании, не уплатило штраф в добровольном порядке, налоговая инспекция обратилась в суд с иском о его взыскании.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал на истечение срока давности взыскания налоговых санкций, предусмотренного пунктом 1 статьи 115 НК РФ, который исчислял с момента составления акта выездной налоговой проверки - 12.07.2001.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции, не приняв во внимание довод Инспекции о необходимости исчисления срока давности со дня получения налоговым органом письма УФСНП о прекращении проверки в отношении Общества. Апелляционная инстанция указала, что истцом не представлены доказательства участия органов налоговой полиции в выездной налоговой проверке либо направления в УФСНП материалов налоговой проверки для привлечения Общества к уголовной ответственности, а письмо о прекращении проверки не является постановлением об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на действующем законодательстве и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
Согласно пункту 2 этой статьи в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.
Как видно из материалов дела, органы УФСНП не принимали участия в выездной налоговой проверке Общества. Истцом также не представлены доказательства его обращения в органы налоговой полиции с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении ответчика.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, органы налоговой полиции не выносили постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела. Направленное в Инспекцию письмо нельзя считать документом, названным в пункте 2 статьи 115 НК РФ. Кроме того, истец ссылается на получение письма 27.02.2002, в то время как оно направлено в Инспекцию 20.08.2001.
Следовательно, срок давности взыскания штрафа по данному делу должен исчисляться в соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ, то есть со дня составления акта выездной налоговой проверки - 12.07.2001. Инспекция обратилась в суд с иском 30.01.2002, то есть за пределами шестимесячного пресекательного срока, который истек 12.01.2002.
Таким образом, судами сделан правильный вывод об истечении срока давности взыскания налоговых санкций, что является безусловным основанием для отказа в иске. При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 06.03.2002 и постановление апелляционной инстанции от 07.05.2002 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-1464/02-100/20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам России N 3 по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июля 2002 г. N А05-1464/02-100/20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника