Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 июня 2002 г. N А05-1761/02-123/20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В., Почечуева И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архангельской региональной общественной правозащитной организации инвалидов "Союз АДЕЛЯРА-Архангельск" на решение от 25.03.2002 (судья Калашникова В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 25.04.2002 (судьи Сумарокова Т.Я., Волков Н.А., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-1761/02-123/20,
установил:
Архангельская региональная правозащитная организация инвалидов "Союз АДЕЛЯРА-Архангельск" (далее - организация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) и Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Архангельской области (далее - УМНС) об обязании произвести перерасчет единого социального налога - уменьшить начисленные за 2001 год суммы этого налога на 131076 руб. В дальнейшем организация уточнила процессуальное положение лиц, участвующих в деле: иск заявлен к налоговой инспекции, а УМНС выступает в судебном процессе в качестве третьего лица.
Решением суда от 25.03.2002 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.04.2002 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе организация просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера являются компенсационными выплатами, которые не подлежат налогообложению в соответствии с пунктом 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Стороны о времени и месте слушания дела должным образом извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность решения и постановления судов, кассационная инстанция установила следующее.
Организация, считая, что выплаты районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате работникам в соответствии со статьями 10 и 11 Закона Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" следует рассматривать как компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, а потому не подлежащие налогообложению, обратилась за разъяснением данного вопроса в УМНС и налоговую инспекцию. Не согласившись с позицией налоговых органов, которые указали, что суммы районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате подлежат налогообложению за счет средств работодателя, организация подала в суд иск, в котором просит произвести перерасчет единого социального налога - уменьшить на 131076 руб. начисленные за 2001 год суммы этого налога.
Принимая решение об отказе в иске, суды обоснованно, по мнению кассационной инстанции, исходили из следующего.
В связи с введением в действие с 01.01.2001 части второй Налогового кодекса Российской Федерации взимание единого социального взноса осуществляется в соответствии с главой 24 Кодекса "Единый социальный налог (взнос)".
Согласно пункту 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации). Перечень компенсационных выплат, который приведен в этой норме закона, является исчерпывающим, и выплаты районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате работникам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в этот перечень не включены.
Выплаты районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, предусмотренные Законом Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", являются гарантией оплаты труда в повышенном размере относительно оплаты труда граждан, проживающих вне названных территорий.
Таким образом, действующим законодательством суммы районных коэффициентов и суммы надбавок к заработной плате, связанные со стажем работы, не являются компенсационными выплатами. Поэтому кассационная инстанция считает правомерным удержание единого социального налога с сумм районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате у лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При таких обстоятельствах следует признать, что оснований для отмены судебных актов нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 25.03.2002 и постановление апелляционной инстанции от 25.04.2002 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-1761/02-123/20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Архангельской региональной правозащитной организации инвалидов "Союз АДЕЛЯРА-Архангельск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
И.П. Почечуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 июня 2002 г. N А05-1761/02-123/20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника