Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 октября 2004 г. N А13-3999/04-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Абакумовой И.Д., при участии от открытого акционерного общества "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" Рязанова С.В. (доверенность от 05.01.2004 N 13-юр), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области Зубакиной О.Л. (доверенность от 27.01.2004 N 02-14/552) и Овчинниковой М.Ю. (доверенность от 15.10.2004 N 02-14/4870),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" на решение от 09.06.2004 (судья Виноградова Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 28.07.2004 (судьи Маганова Т.В., Богатырева В.А., Ралько О.Б.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3999/04-14,
установил:
Открытое акционерное общество "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) от 25.03.2004 N 2 и требований от 25.03.2004 NN 11, 12.
Решением суда от 09.06.2004 требования Общества удовлетворены частично.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.07.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу решение и постановление в отказанной части заявленных требований, и заявление Общества удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Податель жалобы полагает, что затраты, числящиеся по счету 08 "Капитальные вложения" ("Вложения во внеоборотные активы" - по новому Плану счетов), его субсчетах 08-3 "Строительство объектов основных средств", 08-4 "Приобретение объектов основных средств", 08-5 "Приобретение нематериальных активов" не являются объектом обложения налогом на имущество. Кроме того, Общество считает незаконным его привлечение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, ссылаясь на то, что подача уточненной декларации с неправильным определением налоговой базы не может привести к возникновению излишне уплаченной суммы налога; а также на то, что судами необоснованно не применены положения статьи 111 НК РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представители налогового органа просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в ходе камеральной проверки уточненных деклараций по налогу на имущество за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев 2002 года и за 2002 год, представленных Обществом 31.12.2003 года, налоговая инспекция пришла к выводу о занижении базы, облагаемой налогом на имущество, в результате неправомерного неучета сумм затрат, числящихся на субсчетах 08-3 "Строительство объектов основных средств", 08-4 "Приобретение объектов основных средств", 08-5 "Приобретение нематериальных активов" счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" ("Капитальные вложения" - по старому Плану счетов).
Это нарушение привело к недоплате налога за 2002 год в сумме 4 145 239 руб.
Решением налоговой инспекции от 25.03.2004 N 2 Обществу доначислено 4 145 239 руб. налога на имущество, 939 442 , 09 руб. пеней, и наложен штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 829 059 руб.
На основании и во исполнение названного решения налогового органа налогоплательщику направлены два требования от 25.03.2004 N 11 и N 12 об уплате налога и пеней, а также налоговых санкций.
Считая решение и требования налогового органа незаконными, Общество обжаловало их в арбитражном суде.
Суды удовлетворили требования Общества частично, признав недействительными решение налоговой инспекции от 25.03.2004 N 2 и требование от 25.03.2004 N 12 в части взыскания штрафа в сумме 160 147 руб. В остальной части заявление Общества отклонено. Суды подтвердили факт неправомерного занижения в результате подачи уточненных деклараций базы, облагаемой налогом на имущество, и неполной уплаты налога (после проведенных зачетов излишне уплаченной суммы в счет обязанностей по уплате иных налогов), но снизили сумму штрафа с учетом размера суммы недоплаченного в бюджет налога, которая образовалась после зачетов в счет уплаты иных налоговых платежей суммы налога на имущество, излишне - согласно уточненным декларациям - уплаченной в бюджет Обществом.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления судов и удовлетворения жалобы Общества.
Согласно статьям 2 и 3 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" названным налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. При этом для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия на основании данных бухгалтерского учета.
Как следует из пункта 1 статьи 54 НК РФ, налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
В соответствии с нормативными документами Минфина России, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности организациями, счет 08 "Капитальные вложения" ("Вложения во внеоборотные активы" - по новому Плану счетов) предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету, в частности, в качестве основных средств и нематериальных активов.
Согласно пункту 4 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (в редакции приказа Госналогслужбы России от 15.11.2000 N БГ-3-04/389, далее - Инструкция N 33) база, облагаемая налогом на имущество предприятий, определяется исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, отражаемой в активе баланса, в том числе по бухгалтерскому счету 08 "Капитальные вложения" (в части следующих субсчетов: 08-3 "Строительство объектов основных средств", 08-4 "Приобретение отдельных объектов основных средств", 08-6 "Приобретение нематериальных активов"). При этом указано, что расходы организации по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство, включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества организации по состоянию на 1-е число месяца квартала, следующего за истечением срока строительства (монтажа), установленного договором подряда в соответствии с проектно-сметной документацией (проектом организации строительства).
Положения Инструкции N 33 разъяснены в письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.04.2001 N BT-6-04/350 "О разъяснениях по применению изменений и дополнений N 5 в инструкцию Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий". Как следует из раздела 2 названного письма ("О порядке включения в налоговую базу затрат на капитальные вложения"), при приобретении объектов недвижимости до перевода их в состав основных средств затраты организаций, учитываемые в составе капитальных вложений, подлежат обложению налогом на имущество предприятий. Однако здесь же уточняется, что подлежат налогообложению затраты организаций, учитываемые в составе капитальных вложений на счете 08 "Капитальные вложения" на приобретение объектов недвижимости, до перевода их в состав основных средств в случаях, если:
- нормативный срок строительства истек, но строительство объекта не завершено;
- строительство завершено в срок, но объект не принят в эксплуатацию в установленном порядке;
- строительство завершено, и объект передан заказчику по акту приемки в эксплуатацию в срок, но права собственника на объект недвижимости не зарегистрированы в установленном порядке;
- объект по договору купли-продажи передан на баланс покупателю, но права собственника на объект не зарегистрированы в установленном порядке;
- в иных аналогичных случаях.
Расходы организации по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство, включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества организации по состоянию на 1-е число месяца квартала, следующего за истечением срока строительства (монтажа), установленного договором подряда в соответствии с проектно-сметной документацией (проектом организации строительства).
Таким образом, затраты организации на строительство (монтаж оборудования) учитываются для целей налогообложения после окончания нормативного срока строительства (монтажа оборудования), определяемого на основании строительных правил и нормативов, проектно-сметной документации и сроков на строительство (монтаж оборудования), установленных соответствующими договорами подряда. В аналогичном порядке подлежат включению в налоговую базу затраты на строительство объекта (монтаж оборудования), производимое собственными силами (хозяйственным способом). При этом нормативный срок строительства (монтажа оборудования) определяется в указанном порядке на основании строительных нормативов, проектно-сметной документации и установленного в соответствии с ней графика работ.
Судами двух инстанций на основе оценки представленных в дело документов установлено и подтверждается материалами дела неправомерное занижение базы, облагаемой налогом на имущество.
Кассационная инстанция отклоняет ссылку Общества на то, что изменениями и дополнениями N 5 в Инструкцию N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятии" введен новый объект налогообложения - "капитальные вложения". Названными изменениями положения Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" приведены в соответствие со статьями 2 и 3 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" и нормативными документами Минфина России по бухгалтерскому учету.
Не основан на нормах законодательства о налогах и сборах и не подтверждается материалами дела и довод Общества о неправомерном привлечении его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Судами на основе анализа представленных сторонами документов установлен факт наличия у Общества задолженности по уплате налога на имущество в результате подачи уточненных деклараций по налогу на имущество, а также осуществленного налоговым органом зачета сумм налога, заявленных налогоплательщиком как излишне уплаченных, в счет обязанностей по уплате иных налоговых платежей, и размер такой задолженности.
Судами правомерно указано, что в силу положений статей 52, 81 и 78 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет размер своих налоговых обязательств.
Это вывод судов подтверждается также положениями статей 23 (подпункта 4 пункта 1), 44 (пункта 2 и подпунктов 1 и 2 пункта 3), 54 и 32 (подпункта 5 пункта 1) Налогового кодекса Российской Федерации.
Сведения о суммах налога, подлежащих уплате в бюджет, указанные налогоплательщиком в представленных в налоговый орган декларациях (включая уточненные), являются обязательными для налогового органа и подлежат отражению в карточке лицевого счета по соответствующему налогу.
До проверки правильности определения налогоплательщиком сумм налога, указанных в декларациях, и принятия налоговым органом решения, в соответствии с которым налоговые обязательства налогоплательщика подлежат изменению, достоверность сведений об объектах налогообложения и исчисленных суммах налога, отраженных налогоплательщиком в декларациях, презюмируется.
Аналогичные последствия наступают и при подаче уточненной декларации за соответствующий налоговый (отчетный) период. Сведения, отраженные в такой декларации, полностью аннулируют сведения, отраженные налогоплательщиком в ранее представленной декларации, и предполагаются соответствующими фактическим данным об объектах налогообложения и достоверными. Этот вывод подтверждается и положениями пунктов 2-4 статьи 81 НК РФ.
С учетом изложенного кассационной инстанцией отклоняется довод Общества о том, что подача уточненной декларации с неправильным определением налоговой базы, что выявлено последующей проверкой налогового органа, не может привести к возникновению излишне уплаченной суммы налога в том периоде, когда такие декларации поступили в налоговый орган.
Кассационная инстанция считает правомерным и вывод судов об отсутствии оснований в рассматриваемом деле для применения положений статьи 111 НК РФ. Суды обоснованно сослались в данном случае на соответствующие вышеприведенные положения Инструкции Госналогслужбы России N 33, которые не соблюдены налогоплательщиком. Нарушение сроков строительства бумагоделательной машины Б-84 (БДМ-10) цеха по производству бумаги и фактическое завершение строительства названного объекта в октябре 2002 года подтверждены материалами дела, в том числе актом государственной приемочной комиссии от 01.10.2002 N 2 (л.д. 74, т. 2).
С учетом изложенного кассационная инстанция не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы Общества.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 09.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 28.07.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3999/04-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
И.Д. Абакумова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 октября 2004 г. N А13-3999/04-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника