Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 октября 2004 г. N А42-1056/04-22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Зубаревой Н.А., и Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 21.10.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.06.2004 по делу N А42-1056/04-22 (судья Спичак Т.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество) в лице филиала "Октябрьская железная дорога" обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области (далее - налоговая инспекция) от 02.10.2003 N 18727 об уплате 172 709 руб. 37 коп. пеней и решения от 10.11.2003 N 9303 о взыскании налогов и сборов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика на сумму 172 709 руб. 37 коп.
Определением суда от 07.06.2004 производство по заявлению Общества о признании недействительным требования налоговой инспекции от 02.10.2003 N 18727 об уплате 172 709 руб. 37 коп. пеней прекращено.
Решением суда от 24.06.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение от 10.11.2003 N 9303.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение было принято на основании требования от 02.10.2003 N 18727, которое налоговым органом фактически отменено, следовательно, указанное решение исполнению не подлежало и не могло нарушать прав Общества. Оспариваемое решение на момент отзыва требования от 02.10.2003 N 18727 также считается отозванным, несмотря на отсутствие отдельного уведомления, поскольку согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) действие решения наступает только при одновременном направлении в банк инкассовых поручений, которые в банк не поступали. Кроме того, расчетный счет ОПЮЛ "Мурманская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ" в банке на момент вынесения решения был закрыт, в связи с чем, исполнить решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банке не представлялось возможным. Решения о взыскании задолженности за счет имущества Общества в порядке статьи 47 НК РФ не принималось, также Общество не обращалось в суд с заявлением о взыскании задолженности в порядке пункта 3 статьи 46 НК РФ. Оспариваемое решение налоговой инспекции не нарушает прав и законных интересов Общества, не влечет никаких правовых последствий и не может быть признано судом недействительным.
В отзыве на кассационную жалобу Общество указало, что решение суда является законным и обоснованным.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, установила следующее.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция направила в адрес Общества требование N 18727 по состоянию на 29.09.2003 об уплате 172 709 руб. 37 коп. пеней.
Ввиду неисполнения Обществом данного требования, налоговый орган в порядке статьи 46 НК РФ вынес 06.11.2003 решение N 9303 о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств Общества, находящихся на счетах в банке.
Инкассовые поручения на основании вышеуказанного решения о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган не выставил.
Согласно уведомлению о сложении пени требование от 02.10.2003 N 18727 было отозвано.
Общество, считая, что требование от 02.10.2003 N 18727 и решение от 10.11.2003 N 9303 нарушает права Общества, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд определением от 07.06.2004 прекратил производство по заявлению о признании недействительным требования от 02.10.2003 N 18727.
В решении суд, признавая недействительным решение налогового органа от 10.11.2003 N 9303, указал на то, что оспариваемое решение вынесено в отношении ОПЮЛ "Мурманская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ", которое не является юридическим лицом и налогоплательщиком. Кроме того, решение вынесено в связи с неисполнением Обществом требования от 02.20.2003 N 18737, которое было отозвано налоговой инспекцией в связи со сложением сумм пени по налогам и сборам, контролируемым налоговыми органами в связи с ошибочным начислением на основании решения от 12.02.2004 N 7.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя частично требования Общества, правомерно исходил из следующего.
Статьей 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 НК РФ.
Согласно пункту 9 статьи 46 НК РФ ее положения применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора.
Таким образом, налоговый орган вправе вынести решение о принудительном взыскании пеней за несвоевременную уплату налога только в отношении налогоплательщика или налогового агента.
В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Как следует из пункта 2 статьи 11 Кодекса, для целей НК РФ организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В данном случае ОПЮЛ "Мурманская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ" не образовывалась как юридическое лицо, а является структурным подразделением Мурманского отделения Октябрьской железной дороги - филиала Общества, что не оспаривается налоговым органом.
Согласно пункту 2 статьи 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Следовательно, филиалы и иные обособленные подразделения лишь исполняют обязанности по уплате налога, а все юридически значимые действия должны проводиться налоговым органом только в отношении юридических лиц.
Из материалов дела видно, что решение от 10.11.2003 N 9303 о взыскании 172 709 руб. 37 коп. за счет денежных средств вынесены в отношении ОПЮЛ "Мурманская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ" как обособленного подразделения, а не юридического лица.
При этом инспекция не доказала, что ОПЮЛ "Мурманская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ" и ее руководитель являются законными либо уполномоченными представителями Общества в отношениях с налоговыми органами.
Таким образом, налоговой инспекцией нарушен порядок обращения взыскания налогов, сборов и пеней на денежные средства налогоплательщика, находящиеся на его счетах в банках.
Кроме того, оспариваемое решение было вынесено в связи с неисполнением Обществом требования от 02.20.2003 N 18737, которое было отозвано налоговой инспекцией в связи сложением сумм пени по налогам и сборам, контролируемым налоговыми органами в связи с ошибочным начислением на основании решения от 12.02.2004 N 7.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал решение налоговой инспекции от 10.11.2003 N 9303 недействительным.
При таких обстоятельствах, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт соответствует действующему законодательству, а, следовательно, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.06.2004 по делу N А42-1056/04-22 оставить без изменений, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д.Абакумова |
Н.Н.Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2004 г. N А42-1056/04-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника