Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 октября 2004 г. N А05-3110/04-13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Архбум" Матусевич М.А. (доверенность от 01.01.2004 N 5),
рассмотрев 25.10.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Архангельской области на решение от 17.05.2004 (судья Сметанин К.А.) и постановление апелляционной инстанции от 28.07.2004 (судьи Волков Н.А., Шашков А.Х., Бушева Н.М.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-3110/04-13,
установил:
Открытое акционерное общество "Архбум" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Архангельской области (далее - налоговая инспекция) от 12.03.2004 N 04-14/3376 и требования от 12.03.2004 N 04-14/3376 в части начисления 260 652 руб. налога на добавленную стоимость, соответствующих пеней и 52 130 руб. штрафа.
Решением суда от 17.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.07.2004, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на противоречие судебных актов нормам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, просит их отменить и отказать обществу в удовлетворении заявления.
Представитель налоговой инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения и постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом налогового законодательства за период с 01.01.2001 по 31.12.2002. Проверкой, в частности, установлено, что обществом в нарушение статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации не восстановлен к уплате в бюджет налог на добавленную стоимость, ранее возмещенный "по списанным основным средствам, похищенным, утерянным или пришедшим в негодность вследствие морального износа". По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 27.01.2004 и принято решение от 12.03.2004 N 04-14/833дсп, согласно которому общество должно уплатить в бюджет 260 652 руб. налога на добавленную стоимость, соответствующие пени и 52 130 руб. штрафа, начисленного на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В требовании от 12.03.2004 N 04-14/3376 обществу предложено уплатить спорные суммы в 10-дневный срок.
Общество не согласилось с принятым налоговым органом решением и выставленным на его основании требованием и обжаловало их в арбитражный суд.
Арбитражный суд удовлетворил требование общества.
Кассационная инстанция считает судебные акты законными и обоснованными.
Согласно пункту 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации в случае принятия налогоплательщиком сумм налога, указанных в пункте 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
Согласно пункту 2 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в частности основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях:
1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);
2) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;
3) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;
4) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 146 НК РФ установлено, что в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения:
1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 кодекса, а именно:
- операции, связанные с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);
- передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации; передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
- передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);
- передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
- передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
- передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
- изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;
- иные операции в случаях, предусмотренных кодексом;
2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
5) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
В приведенных нормах Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют положения, в соответствии с которыми у общества, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, возникает обязанность восстановить для бюджета сумму налога, ранее возмещенную в установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации порядке, "по списанным основным средствам, похищенным, утерянным или пришедшим в негодность вследствие морального износа".
Правомерность ранее возмещенной обществом суммы налога на добавленную стоимость "по списанным основным средствам, похищенным, утерянным или пришедшим в негодность вследствие морального износа" налоговым органом не оспаривается.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 17.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 28.07.2004 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-3110/04-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 октября 2004 г. N А05-3110/04-13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника