Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 октября 2002 г. N А26-3281/02-02-07/151
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Кузнецовой Н.Г., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.08.2002 по делу N А26-3281/02-02-07/151 (судьи Зинькуева И.А., Васильева Л.А., Петров А.Б.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Витязь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным ее решения от 07.05.2002 N 48/06.
Решением суда от 01.08.2002 иск удовлетворен.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит обжалуемый судебный акт отменить и в иске отказать. По мнению подателя жалобы, поскольку договоры аренды заключаются налогоплательщиком с арендодателем, то ошибки при их заключении не могут служить основанием для неисполнения налогоплательщиком обязанности по представлению в налоговый орган расчета единого налога на вмененный доход.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание представители не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что общество 29.03.2002 представило в налоговую инспекцию расчет единого налога на вмененный доход по розничной торговле, подлежащего уплате во II квартале 2002 года. В ходе проверки, результаты которой оформлены актом от 23.04.2002 N 65/06, установлено несвоевременное представление обществом указанного расчета. По мнению налоговой инспекции, согласно статье 21 Закона Республики Карелия от 30.12.99 N 384-ЗРК "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" (далее - Закон N 384-ЗРК) расчет единого налога на вмененный доход за II квартал, который представлен истцом 29.03.2002 (уточненный 22.04.2002), следовало подать не позднее 22.03.2002. Решением от 07.05.2002 N 48/06 налоговая инспекция привлекла общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде 5352 руб. штрафа.
Оспаривая указанное решение, истец указал, что общество зарегистрировано 01.04.200; ранее торговую деятельность осуществлял частный предприниматель Федоров Г.А., являющийся учредителем ООО "Витязь". В связи с этим возникла необходимость переоформления договоров аренды торговых помещений с местной администрацией города Сегежи, в ходе которого установлено несоответствие фактически занимаемых торговых площадей указанным в договорах аренды. Поэтому специалистами местной администрации производились дополнительные измерения и вносились изменения в договоры аренды. По мнению истца, произвести расчет единого налога на вмененный доход стало возможным только после точного определения общей и торговой площадей магазинов, то есть после 24.04.2002, когда было подписано последнее дополнительное соглашение к договору.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции подтвердил невозможность составления и представления в налоговый орган расчета по единому налогу на вмененный доход до 01.04.2002 - начала деятельности общества.
Из материалов дела следует, что общество зарегистрировано Сегежским регистрационным округом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия 07.03.2002, встало на учет в налоговой инспекции 14.03.2002, договоры аренды на торговые точки заключило 28 - 29.03.2002, а торговую деятельность истец начал в соответствии с приказом N 1 с 01.04.2002.
В статье 21 Закона N 384-ЗРК предусмотрено, что налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога, обязаны не позднее первого числа месяца, предшествующего очередному налоговому периоду, представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога на очередной налоговый период.
Согласно статье 20 Закона N 384-ЗРК сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки налога, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности. Из статьи 18 Закона N 384-ЗРК следует, что документами, подтверждающими размеры общей и торговой площади, используемой при расчете суммы единого налога, являются технический паспорт или договор аренды, другие правоустанавливающие документы.
Представив 29.03.2002 расчет единого налога на вмененный доход, в котором использованы данные о площадях магазина, указанные в договорах аренды от 28 - 29.03.2002, налогоплательщик действовал в соответствии с требованиями налогового законодательства, поскольку до заключения договора аренды не имел возможности представить расчет.
Довод налогового органа о том, что ООО "Витязь" является правопреемником предпринимателя Федорова Г.А., обоснованно отклонен судом первой инстанции как противоречащий закону.
Действительно, статьей 21 Закона N 384-ЗРК предусмотрено, что в случае начала (прекращения) деятельности или появления дополнительных мест осуществления деятельности, или изменения количества физических показателей после начала налогового периода налогоплательщик обязан не позднее десяти дней до указанных изменений в его деятельности (в случае наступления форс-мажорных обстоятельств - в 10-дневный срок с момента их возникновения) представить в налоговый орган дополнительный или уточненный расчет суммы единого налога до конца налогового периода. Налоговый орган проверяет представленный расчет и не позднее трех дней со дня его получения официально уведомляет налогоплательщика о сумме вмененного дохода до конца налогового периода. Таким образом, в определенных случаях Законом устанавливается порядок представления в налоговый орган дополнительных или уточненных расчетов.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.08.2002 по делу N А26-3281/02-02-07/151 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 октября 2002 г. N А26-3281/02-02-07/151
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника