Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 января 2003 г. N А26-4256/02-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Почечуева И.П. и Хохлова Д.В.,
рассмотрев 14.01.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.09.2002 по делу N А26-4256/02-23 (судья Одинцова М.А.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к закрытому акционерному обществу "Гранд-Союз+" (далее - общество) о взыскании 100 руб. штрафных санкций применительно к пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 10.09.2002 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и удовлетворить ее требования в полном объеме. При этом податель жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права - статей 80, 119, 126 НК РФ. По мнению заявителя, принятие незаконного решения обусловлено ошибочным толкованием судом понятия "налоговая декларация", а несвоевременно представленные обществом расчет по единому социальному налогу и декларация по налогу на добавленную стоимость представляют собой сведения, необходимые для осуществления налогового контроля.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Судом первой инстанции установлено, что общество не представило в установленный законодательством срок декларации (расчеты) по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2001 года и по единому социальному налогу за декабрь 2001 года.
Данные обстоятельства подтверждаются результатами камеральной налоговой проверки, отраженными в актах от 04.02.2002 NN 5.1-05/106, 5.1-05/107 (листы дела 6 - 7).
По результатам проверки инспекцией приняты решения от 01.03.2002 NN 5.1-05/106, 5.1-05/107 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов и (или) иных сведений, предусмотренных актами законодательства о налогах и сборах, в виде 100 руб. штрафа - по 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Согласно названным решениям инспекция предложила обществу уплатить штрафы в добровольном порядке в течение 10 дней. В связи с неуплатой последним штрафных санкций инспекция обратилась в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из ошибочной квалификации действий налогоплательщика налоговым органом в ходе осуществления мероприятий налогового контроля. Суд посчитал оба несвоевременно представленных обществом документа налоговыми декларациями применительно к статьям 80 и 119 НК РФ.
Позиция суда не в полной мере соответствует нормам материального права по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ ответственность наступает за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных названным Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Пунктом 6 статьи 80 НК РФ предусмотрено представление налогоплательщиком налоговой декларации в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пункте 2 данной статьи" следует читать "абзаце втором пункта 1 данной статьи"
Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Отсутствие у общества доходов, расходов, "нулевая" сумма налога на добавленную стоимость (лист дела 9) не влияют на порядок представления декларации (расчета) по налогу. От подлежащей уплате суммы налога зависит только размер штрафа. То есть при любых данных, содержащихся в такой декларации (расчете), ответственность за ее непредставление применяется по пункту 1 статьи 119 НК РФ.
В связи с этим инспекцией неправильно квалифицировано правонарушение общества по факту несвоевременного представления декларации по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2001 года, а суд обоснованно отказал в части взыскания 50 руб. штрафа за просрочку ее представления по пункту 1 статьи 126 НК РФ.
Кассационная инстанция считает неправомерным вывод суда об отсутствии в действиях налогоплательщика состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, по факту несвоевременного представления обществом расчета авансовых платежей по единому социальному налогу за декабрь 2001 года.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 3 статьи 243 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика по итогам каждого календарного месяца производить исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.
В соответствии с этой же нормой данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Указанный расчет не может быть признан налоговой декларацией, за непредставление (несвоевременное представление) которой применяется ответственность, предусмотренная статьей 119 НК РФ.
При оценке сведений, подлежащих отражению в расчете по единому социальному налогу (пункт 3 статьи 243 НК РФ), выявлено, что они не в полной мере соответствуют составу данных, подлежащих указанию в налоговой декларации применительно к пункту 1 статьи 80 НК РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 243 НК РФ плательщики единого социального налога наряду с расчетом обязаны представлять в налоговые органы не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговую декларацию. Пунктами 3 и 7 статьи 243 НК РФ предусмотрены различные формы составления налоговой декларации и расчета по единому социальному налогу.
Право на зачет (возврат) сумм единого социального налога возникает у налогоплательщика только на основании налоговой декларации (пункт 3 статьи 243 НК РФ). Копию налоговой декларации по единому социальному налогу с отметкой налогового органа или иные документы, подтверждающие представление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, положения главы 24 НК РФ, принятые в период действия статья 80 НК РФ, различают понятия и юридические последствия расчета по единому социальному налогу и налоговой декларации.
Поскольку расчет содержит сведения, необходимые для целей налогового контроля, за его непредставление в установленные сроки применяется ответственность, предусмотренная статьей 126 НК РФ.
В связи с этим инспекцией правильно квалифицировано правонарушение общества по факту несвоевременного представления расчета по единому социальному налогу. Требования заявителя в части взыскания 50 руб. штрафа за просрочку представления указанного расчета применительно к пункту 1 статьи 126 НК РФ являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Правильное установление судом фактической стороны дела сопряжено с неправильным применением при его рассмотрении норм материального права, выразившемся в их ошибочном толковании.
В соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неправильное истолкование закона является основанием для изменения либо отмены решения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.09.2002 по делу N А26-4256/02-23 в части отказа в иске о взыскании 50 рублей штрафа за непредставление в установленный срок расчета по единому социальному налогу отменить.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Гранд-Союз+" в доход федерального бюджета 50 руб. штрафа и 150 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 января 2003 г. N А26-4256/02-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника